1. Классификация улиц и дорог
2. Нормирование территорий под объекты городского транспорта
3. Требования к проектированию транспортной системы
Список использованной литературы
1. Классификация улиц и дорог
Улицы и дороги городских и сельских поселений классифицируются в зависимости от:
- выполняемых ими коммуникационных (связевых) функций;
- выполняемых ими функций транспортного обслуживания и подключения прилегающих территорий, размещенной на них застройки к транспортной сети;
- режима движения транспортных средств;
- градостроительных функций и условий.
Классификация улиц и дорог представлена в таблице 1.
Таблица 1
Классификация улиц и дорог
Категория улиц и дорог |
Расчетная скорость движения, км/ч |
Скоростные дороги | 120 |
Магистральные улицы: | |
Общегородского значения | 100/80 |
Районного значения | 80 |
Дороги грузового движения | 80 |
Улицы и дороги местного значения | |
Жилые улицы | 60 |
Дороги промышленных и коммунально-складских районов | 60 |
Пешеходные улицы и дороги | - |
Поселковые улицы | 60 |
Поселковые дороги | 60 |
Проезды | 30 |
Классификация улиц и дорог городских и сельских поселений устанавливается с учетом специфических градоформирующих, градостроительных функций:
- сеть улиц и дорог образует основу планировочной структуры поселения и прилегающих к нему территорий, членит его территорию на планировочные районы, районы монофункционального или многофункционального использования территорий, кварталы и др. планировочные образования (планировочная функция);
- планировочная структура сети и назначение отдельных ее элементов взаимосвязаны с функциональным использованием территорий. При этом основные улицы и дороги являются одновременно границами территорий разного функционального назначения и режимов их использования (функция зонирования);
- улицы и площади формируют архитектурно-пространственную композицию поселения в целом и отдельных его частей (функция эстетическая);
- улицы обеспечивают прокладку основных инженерных сетей и коммуникаций (функция инженерно-коммуникационная);
- улицы выделяют или образовывают (пешеходные улицы) пространства для многообразных человеческих контактов (социальная функция);
- необходимость ограничения вредных воздействий транспорта на прилегающие к улицам и дорогам территории (селитебные, рекреационные, водоохранные зоны и т.п.) обуславливает ограничение состава и режима движения (экологические ограничения).
Улицы и дороги населенных мест подразделяются на:
- магистральные;
- местного значения.
К магистральным улицам относятся улицы и дороги, которые обеспечивают внешние и внутригородские транспортные связи, пропуск маршрутов трамвая и троллейбуса, а также внешнее транзитное движение, и имеют преимущественно соединяющие и распределяющие функции.
К улицам и дорогам местного значения относятся:
- улицы и дороги, которые обеспечивают внутрирайонные пешеходные и транспортные связи, выход на магистральные улицы и дороги и имеют преимущественно распределительные функции;
- улицы и проезды, выполняющие только подключающие функции.
Магистральные улицы и дороги крупных и больших городов подразделяются на:
-дороги и улицы непрерывного движения — обозначение «М»;
- магистральные улицы общегородского значения – «А»;
- магистральные улицы районного значения – «Б»;
- городские дороги – «Д».
В средних и малых городах выделяются магистральные улицы -обозначение «В» и городские дороги — обозначение «Д».
В сельских населенных пунктах магистральными являются главные улицы этих поселений — обозначение «Г», которые, как правило, являются участками автомобильных дорог общего пользования или внутрихозяйственных дорог.
Улицы и дороги местного значения подразделяются на:
- поселковые дороги и улицы производственных и коммунально-складских зон — обозначение «Е»;
- жилые улицы основные – «Ж»;
- жилые улицы второстепенные – «3»
- проезды основные и второстепенные — «П».
Основные транспортные функции вышеуказанных категорий улиц и дорог населенных мест приведены в таблице 2.
Таблица 2
Транспортные функции улиц и дорог
Категория |
Коммуникационные функции |
Функции в сети |
|||
соединяющие |
Распределяющие |
подключающие |
|||
Магистральные улицы и дороги |
|||||
M | Скоростные связи отдаленных районов крупных городов и агломераций, центрами которых эти города являются. Выходы на магистральные автомобильные дороги международного значения категорий 1а, 16, либо продолжение их, а также соединяющие эти выходы магистральные улицы и дороги, отдельные участки магистральных улиц и дорог в переходной зоне крупных городов | Скоростные соединяющие | Распределение движения на улицы и дороги категорий А, Б и Д | Подключение застройки только к боковым проездам | |
A | Связи районов крупных и больших городов с центром и между собой, связь с крупными промузлами, вокзалами и зонами массового отдыха. Выходы на магистральные автомобильные дороги |
категории I6, II, IIIГлавные соединяющиеРаспределение движения на улицы и дороги категорий А, Б и ДПодключение прилегающей застройки ограниченоБСвязи между жилыми районами в крупных и больших городах, связи жилых районов с общественными центрами и смежно расположенными промузлами, коммунально-складскими зонами и зонами массового отдыха. Выходы на магистральные улицы и дороги категорий А и Д. Внешнее транзитное движение исключеноСоединяющие внутригородскиеРаспределение движения на улицы категорий Ж, 3 и проездыНепосредственное подключение прилегающей застройки ограничено, на улицах категории Б2 без ограниченийВСвязи жилых и производственных районов в средних и малых городах с центром города, между собой, с вокзалами, промышленными узлами и зонами отдыха. Выходы на сеть автомобильных дорог общего пользования, продолжение автомобильных дорог III и IV категории, соединение автомобильных дорог II, III и IV категорииСоединяющие внешние и внутригородскиеРаспределение движения на улицы категорий Д, Е, Ж (ограниченно З в малых городах)Подключение прилегающей застройкиГВнешние связи сельского населенного пункта, поселка. Как правило, являются участком автомобильной дороги местного значения III, IV и V категорииСоединяющие внешниеРаспределение движения на улицы категории Е, Ж, 3Подключение прилегающей застройки без ограниченийДСвязь с промышленными предприятиями, промышленными узлами, связи между ними. Выходы на автомобильные дороги и продолжение автомобильных дорог категорий I6, II и III. Соединение автомобильных дорог II, III и IV категорииСоединяющие, преимущественно грузовые, дублируют улицы категорий А, ВРаспределение движения на улицы категорий Б, ЕПодключение прилегающих промышленных, коммунальных, складских объектов
Улицы и дороги местного значения
ЕВнутренние связи производственных и коммунально-складских зон. Внешние транспортные связи сельских населенных пунктов. Выходы на автомобильные дороги общего пользования III, IV, V категории, продолжение и соединение дорог V категории. Выходы на внутрихозяйственные дороги и их соединениеВыходы на внешние дороги. Дублируют главные улицы больших сельских поселенийРаспределение движения на улицы категории ЖПодключение производственных и коммунально-складских объектовЖВнутренние пешеходные и транспортные связи районов жилой застройки. Внешнее транзитное движение исключеноВыходы на магистральные улицы допускается пропуск маршрутов пассажирского транспортаРаспределение движения на улицы категории 3 и проездыПодключение прилегающей застройки, стоянка автомобилей3,ПТранспортное обслуживание жилой застройки. Транзитное движение исключеноВыходы на улицы категории ЖУлицы категории 3 распределяют движение на проездыПодключение прилегающей застройки, стоянка автомобилей
Планировочные функции улиц и дорог в городских и сельских поселениях приведены в таблице 3.
Таблица 3
Планировочные функции улиц и дорог
Категории |
Положение в планировочной структуре |
Место прокладки |
М |
Совместно с внешними автомобильными дорогами международного и республиканского значения и улицами категории А формируют каркас планировочной структуры агломерации крупного города-центраПроходят по границам планировочных районов; касательно к переходной зоне, могут проходить через центральную зону вдоль железных дорог.А
Формируют каркас планировочной структуры крупных и больших городов. Композиционные оси городаПроходят по оси структурных образований города: сектор, планировочный район и т. п.Б
Формируют планировочную структуру планировочных районов (совместно с улицами категории А). Композиционные оси района
Разделяют планировочный, жилой район на микрорайоны, жилые, общественные, производственные кварталы (совместно с улицами местного значения)
В
Формируют планировочную структуру средних и малых городовПроходят по границам планировочных районовГПланировочные оси сельских населенных пунктов—Д
Совместно с улицами категорий А, В формируют планировочную структуру промышленных районовПроходят по границам планировочных районов, вдоль железных дорог, за пределами селитебных территорий, общественных центров, зон массового отдыха и т.п.
Е
Формируют планировочную структуру производственных и коммунально-складских районов. Совместно с улицами категории Г формируют планировочную структуру больших сельских поселенийПроходят по территориям производственных и коммунально-складских зон
Ж, ЗФормируют планировочную структуру селитебных территорийОбразуют кварталы жилой застройки
2. Нормирование территорий под объекты городского транспорта
Нормирование территорий при градостроительстве устанавливают следующие правила:
а) требования, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровья граждан, сохранение и развитие территорий природного комплекса, охрану памятников истории и культуры, сохранение исторической среды, противопожарные и иные требования безопасности при проектировании планировки и застройки территории города;
б) виды и параметры объектов градостроительного нормирования, в том числе градостроительную емкость их территории;
в) нормативы и правила планировки и застройки территорий объектов градостроительного нормирования, обеспечивающие социально-гарантированные условия жизнедеятельности в соответствии с назначением территории;
г) нормативы и правила организации систем транспортной и инженерной инфраструктур;
д) нормативы и правила организации систем обслуживания и размещения объектов социальной инфраструктуры.
Нормы и правила обязательны для выполнения всеми субъектами градостроительной деятельности при разработке и экспертизе градостроительной документации, контроле за осуществлением градостроительной деятельности. Нормы и правила должны соответстветствовать Законам Российской Федерации, ГОСТам, СНиПам и т.д.
Расположение объектов градостроительного нормирования на территории города определяется в составе или на основании Генерального плана, градостроительных планов развития территорий административных округов, районов, проектов планировки территорий города. Границы объектов градостроительного нормирования устанавливаются в составе градостроительной документации в масштабе 1:2000.
При проектировании планировки и застройки объектов нормирования следует соблюдать:
- интенсивность использования территории, дифференцированную для центрального ядра города, городских узлов, примагистральных и межмагистральных территорий;
- количественное соотношение территорий или фонда различного функционального назначения, соответствующее функционально-планировочному образованию;
- требования охраны памятников истории и культуры, сохранения исторической планировки и застройки;
- требования охраны окружающей среды и территорий природного комплекса (ПК);
- санитарно-гигиенические нормы и требования пожарной безопасности.
3. Требования к проектированию транспортной системы
Требования к проектированию транспортной системы представлены в строительных нормах и правилах СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в пункте 6 «Транспорт и улично-дорожная сеть». Заключаются они в следующем:
«6.1. При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети.
6.2. Затраты времени в городах на передвижение от мест проживания до мест работы для 90% трудящихся (в один конец) не должны превышать, мин, для городов с населением, тыс. чел.:
2000 тыс. чел. – 45 мин.
1000 тыс. чел. – 40 мин.
500 тыс. чел. – 37 мин.
250 тыс. чел. – 35 мин.
100 и менее тыс. чел. – 30 мин.
Для ежедневно приезжающих на работу в город-центр из других поселений указанные нормы затрат времени допускается увеличивать, но не более чем в два раза.
Для жителей сельских поселений затраты времени на трудовые передвижения (пешеходные или с использованием транспорта) в пределах сельскохозяйственного предприятия, как правило, не должны превышать 30 мин.
Примечания:
1. Для городов с численностью населения свыше 2 млн. чел. максимально допустимые затраты времени должны определяться по специальным обоснованиям с учетом фактического расселения, размещения мест приложения труда и уровня развития транспортных систем.
2. Для промежуточных значений расчетной численности населения городов указанные нормы затрат времени следует интерполировать.
6.3. Пропускную способность сети улиц, дорог и транспортных пересечений, число мест хранения автомобилей следует определять исходя из уровня автомобилизации на расчетный срок, автомобилей на 1000 чел.: 200 — 250 легковых автомобилей, включая 3 — 4 такси и 2 — 3 ведомственных автомобиля, 25 — 40 грузовых автомобилей в зависимости от состава парка. Число мотоциклов и мопедов на 1000 чел. следует принимать 50 — 100 единиц для городов с населением свыше 100 тыс. чел. и 100 — 150 единиц для остальных поселений.
Число автомобилей, прибывающих в город-центр из других поселений системы расселения, и транзитных определяется специальным расчетом.
Указанный уровень автомобилизации допускается уменьшать или увеличивать в зависимости от местных условий, но не более чем на 20%.»
Список использованной литературы
- СНиП 2.05.02–85. Автомобильные дороги.
- СНиП 35–01–2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
- СНиП 2.07.01–89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
- Сафронов Э.А. Транспортные системы городов и регионов: Учеб. пособие. – М., 2007.
- Сильянов В.В. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц: учебник для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2007.