Введение
1. Понятие системы права
1.1 Реализация права
1.2 Применение права
1.3 Стадии применения права
1.4 Акты применения права
2. Решение конкретной практической задачи
Заключение
Список литературы
Введение
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере развития человеческой цивилизации стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развиваются и отношения, и это требует создания уже специального, сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.
Можно сказать, что «система права» появилась тогда, когда общество пришло к выводу о том, что для рационального регулирования общественных отношений необходимо разбить право по специфике регулирования общественных отношений. Таким образом, появляются отрасли права, а, следовательно, и кодексы, как законодательство этой отрасли.
Система права — это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как главная особенность каждой отрасли — это наличие особого юридического режима — метода регулирования [4, c.145].
Преобразование права в систему путем деления его на отрасли, институты права позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве.
Актуальность данной темы связана с тем, что основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Кроме того, одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества.
В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации, поэтому изучение данной темы дает возможность сориентироваться в законодательстве и правовых отношениях.
Цель данной работы: теоретически изучить понятие «системы права», и решением конкретной практической задачи закрепить эти знания.
Цель работы определила ее основные задачи:
- провести теоретический анализ литературы по данной теме;
- изучить понятие «системы права», которое включает в себя реализацию и применение права;
- решить конкретную практическую задачу;
- сделать итоговые выводы по теме.
1. Понятие системы права
Система права - это внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия — объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного права в целом. Последнее, будучи нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность содержания и формы, имеет собственное содержание и источники развития [5, c.202].
1.1 Реализация права
Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить содержание, права субъекта и тем самым способствуют его реализации.
Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.
Слово “реализация” происходит от латинского “realis” – вещественный, и буквально означает овеществление. В наше время реализация определяется как осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т.п. Термин «реализация права» аналогичен по смыслу. Право как нечто нематериальное, как некая возможность реализуется, овеществляется в действиях, в активном поведении людей, в пользовании материальными и духовными ценностями, благами [1, c.108].
Вместе с тем реализация права имеет еще один смысловой оттенок: право в отличие от иных возможностей (планов, программ, намерений и т. п.) характеризуется повышенной способностью к реализации, обеспечено гарантиями.
Следующий момент, усложняющий анализируемое понятие, заключается в том, что и само право представляет собой многогранное явление, включающее в себя право естественное и позитивное, объективное и субъективное. Реализация права должна быть понята с учетом такого его разнопланового содержания.
Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юридические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические, жизненные отношения обретают юридическую форму.
Юридические механизмы реализации права многообразны, их содержание определяется особенностями правовой системы той или иной страны [1, c.111].
В романо-германской правовой системе процесс правореализации включает в себя следующие этапы:
1. Первый этап — возведение естественного права в закон (позитивное право), придание ему нормативной формы. Ядро естественного права составляют права человека, его социально-правовые притязания, вытекающие из природы человека и общества. Для реализации этих притязаний необходимо законодательное, нормативное признание их государством. Возведение прав человека в закон означает:
а) их конституционное закрепление;
б) их закрепление в текущем законодательстве.
2. На втором этапе включаются различные механизмы реализации закона, с помощью которых происходит перевод предписаний закона в конкретное содержание субъективных прав и юридических обязанностей. Механизмы эти многообразны: конкретизация закона в подзаконных нормативных актах правительства, министерств, ведомств, органов самоуправления и др., в локальных нормативных актах; разъяснение норм закона в актах официального толкования; процессуальные нормы, регулирующие процедуры принятия, применения и принудительного исполнения закона; многообразные акты применения норм права. Сюда же входит деятельность государственных органов по подготовке и принятию Правовых актов.
3. Третий, заключительный, этап представляет собой собственно реализацию права. Именно здесь права из возможности превращаются в действительность, и это превращение происходит по воле обладателя права, т. е. от субъекта права зависит, будет ли право реализовано, когда и в каких пределах.
В англосаксонской правовой системе процесс правореализации идет иначе.
Возведение правовых притязаний, т. е. естественного права, в ранг обязательной нормы осуществляется судом. Суд, рассматривая конкретное юридическое дело, тщательно анализирует фактические обстоятельства возникшего спора, притязания сторон и, определяя их взаимные права и обязанности, разрешает конфликт. В качестве нормативного основания при разрешении дела выступает прецедент — ранее вынесенное судебное решение по аналогичному делу.
Механизм реализации правового притязания в англосаксонской правовой системе более прост, нежели в романо-германской, поскольку не требует предварительного законодательного закрепления. Опасность же судейского произвола не следует преувеличивать, ибо всегда есть возможность обжалования судебного решения в вышестоящий суд. Заметим, что, например, в Англии, где и сформировалось англосаксонское право, высшей судебной инстанцией является Палата лордов — верхняя палата английского Парламента.
Итак, для понимания того, что такое реализация права, необходимо уяснить следующее: в реализации права в принципе заинтересован только тот, кто имеет субъективное право, т. е. субъект права. Все иные лица — обязанная сторона, правоприменитель, законодатель — действуют, в конечном счете, в интересах управомоченного. Деятельность названных лиц и органов, юридические нормы, которые эту деятельность регулируют, в совокупности образуют сложный и многоаспектный механизм реализации права. Следовательно, решение вопроса о том, будет право реализовано или нет, зависит от его обладателя. Лишь по его воле может быть использован, введен в действие механизм реализации права. Важно лишь, чтобы такой механизм был в наличии, мог действовать качественно и эффективно [3, c.238].
Частью механизма реализации права выступают механизмы защиты субъективного права, т. е. механизмы юридической ответственности. В процессе защиты право восстанавливается, и вновь появляется возможность его реализации. Юридическая ответственность в известной мере обеспечивает охрану субъективных прав от незаконных посягательств и тем самым создает необходимые условия для их реализации.
Непосредственная реализация, т.е. осуществление права в фактическом поведении, происходит в трех формах (см. рис.1 на стр.10).
Форма первая — соблюдение запретов. Здесь реализуются запрещающие и охранительные нормы. Для соблюдения запретов необходимо воздержание от запрещенных действий, т. е. пассивное поведение. Так, ч. 3 ст. 8 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено: «Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей». Для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение: воздержание от представления к назначению на должность судьи, если нет согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Все охранительные нормы содержат запрет, который, хотя и не формулируется прямо, логически вытекает из смысла нормы: если за какие-то действия в санкции нормы установлена юридическая ответственность, то очевидно, что такие действия запрещены законодателем. Подобного рода запреты установлены нормами Особенной части Уголовного кодекса и нормами Кодекса об административных правонарушениях.
Форма вторая — исполнение обязанностей. Это реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т. п. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ «кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования».
Форма третья — использование субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом». Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совершения юридических действий (передача вещи в залог, дарение, продажа и т.д.), через предъявление требования к обязанному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т. е. обращения в компетентный государственный орган за зашитой нарушенного права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном порядке) [7, c.167].
1.2 Применение права
Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной [3, c.198].
Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это, прежде всего, нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Например, реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину. Выделение жилья из муниципального или государственного жилого фонда требует индивидуального властного решения соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т. е. путем принятия индивидуальных властных решений, гражданам и организациям выделяются земельные участки, находящиеся в собственности государства.
Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т. е. акты применения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).
В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный орган (так, хозяйственные споры между организациями рассматривают арбитражные суды).
В-четвертых, применение права необходимо для определения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.
Таким образом, применение права — это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм [5, c.177].
Применение права имеет следующие признаки:
1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;
2) имеет индивидуальный характер;
3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности;
4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;
5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.
1.3 Стадии применения права
|
|
Применение норм права — сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия — установление фактических обстоятельств юридического дела; вторая — выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению; третья — принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья — заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение — акт применения права [3, c.101].
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Рис.2. Применение норм права.
1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк. При совершении преступления это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора — обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т.д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому, и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами — материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т. д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.
Сбор доказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов. Например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработной плате и др.
К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты [4, c.150].
Требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т.е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Например, в соответствии со ст.67 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 75 Уголовно-процессуального кодекса), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы (ст. 196 УПК).
Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда (ст. 203 ГПК), приговора (ст. 409 УПК).
2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. В чем тут трудности?
Основная трудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ); «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конституции РФ).
Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации — когда начинают «подгонять» факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.
Анализ, толкование избранной нормы права предполагает обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.
3. Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы.
Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах [6, c.69].
Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий — прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.
Во-вторых, решение по делу представляет собой документ — акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.
Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Ранее уже отмечалось, что юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако последнее реализуется именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.
1.4 Акты применения права
Акт применения права — это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.
Правоприменительные акты имеют ряд особенностей [2, c.133].
1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляются негосударственными организациями. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Очевидно, что для реализации таких полномочий они должны принимать Правоприменительные акты. Другой пример: гражданско-правовые споры по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.
2. Правоприменительные акты строго индивидуальны, т. е. адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.
3. Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т. е. выполняют функции индивидуального регулирования.
4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права — документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер. Так, осуществлением решений по гражданским делам занимаются судебные исполнители. Исполнением приговоров по уголовным делам ведают соответствующие учреждения Министерства внутренних дел Российской федерации.
Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.
Таблица 1.1.4
Классификация актов применения права по основаниям
Критерий |
Виды |
Примеры |
1. По субъектам | акты органов государственной власти | постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ |
акты органов государственного управления | приказ об увольнении конкретного лица | |
акты судебных органов | приговор суда | |
акты контрольно-надзорных органов | постановление санитарной инспекции о наложении штрафа | |
акты органов местного самоуправления | распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации | |
2. По характеру правового воздействия | регулятивные | решение суда по гражданскому делу |
охранительные | приговор суда | |
3. По значению | основные | приговор суда |
вспомогательные | определение о предании обвиняемого суду | |
4. По форме | отдельный документ | приговор суда |
резолюция на материалах дела | утверждение прокурором обвинительного заключения | |
устная форма | наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте |
Акты применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности [2, c.156].
Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах. Именно это требование, как свидетельствует практика, нарушается чаще всего (делаются ошибочные заключения относительно фактической стороны дела, например, осуждается невиновное лицо).
Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:
1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности и т. д.;
2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения и т. д.;
3) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае;
4) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.
Требование целесообразности вторично по отношению к требованию законности. Это означает следующее. Предписание диспозиции (санкции), как правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Например, избирая меру наказания в пределах санкции уголовного закона, суд должен учитывать тяжесть содеянного, степень вины подсудимого, отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства. Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании. Такой приговор может быть соответственно изменен или отменен вышестоящей судебной инстанцией.
Правоприменительные акты — документы юрисдикционного характера имеют четкую структуру и состоят из четырех частей [4, c.115].
Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т. д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.
В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.
Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию, и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.
В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.).
2. Решение конкретной практической задачи
Ситуация.
При вступлении в брак супруги заключили договор, по которому приобретенное каждым из них в период брака имущество должно относиться к их раздельной собственности.
Во время совместной жизни муж успешно занимался бизнесом и за счет полученных доходов приобрел ценное имущество: дачу, машину, картины, антиквариат, видеоаппаратуру и т.п. Жена посвятила себя ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей.
Через несколько лет совместной жизни брак распался. Расторгнув брак, супруги разъехались. Двое малолетних детей остались с матерью. Раздела имущества не было.
Через три года после расторжения брака жена поставила перед бывшим мужем вопрос о разделе имущества. Он ответил отказом, мотивируя тем, что в период брака содержал жену и детей, что по условиям договора все имущество, выходящее за пределы необходимого для обеспечения семьи, принадлежит ему, что жена пропустила срок для предъявления к нему каких-либо требований.
В настоящее время у него новая семья, и он должен думать о том, как ее обеспечить.
Вопросы:
- Что такое законный и договорный режим имущества супругов?
- Какое имущество относится к общей совместной собственности супругов?
- Как решить спор по существу?
Решение.
Разрешить данную ситуацию можно, обратившись к Семейному кодексу Российской Федерации (СК РФ).
В первую очередь рассмотрим, что значит законный и договорный режим имущества супругов. Так в ч. 1 ст. 33 СК РФ записано: «Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное». Договорный режим имущества супругов определяется брачным договором. Так в ст. 40 СК РФ записано: «Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения», и также в ч. 1 ст. 42. СК РФ записано: «Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (ст. 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов».
В рассматриваемой нами ситуации супруги при вступлении в брак заключили брачный договор, по которому приобретенное каждым из них в период брака имущество должно относиться к их раздельной собственности. Таким образом, в данном пункте прав бывший муж, который утверждает, что в период брака содержал жену и детей, и что по условиям договора все имущество, выходящее за пределы необходимого для обеспечения семьи, принадлежит ему.
Теперь определим, какое же имущество относится к общей совместной собственности супругов? Так ст. 34 СК РФ записано: «Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода».
Так что здесь правда на стороне жены, которая посвятила себя ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. И в ч. 1 ст. 38 говорится, что «раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов». Через три года жена предъявила требование о разделе имущества бывшему мужу.
Но бывший муж говорит, что жена пропустила срок для предъявления к нему каких-либо требований. И этому есть обоснование в СК РФ в ч. 7 ст. 38, где записано: «К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности».
Следовательно, получается, что претензии жены к бывшему мужу отвергаются законом.
Как же решить спор по существу? У бывших супругов есть двое малолетних детей. И так как вопрос о разделе имущества закрыт, то согласно ч. 1 ст. 80 СК РФ «родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов)». Если же бывший муж не согласен на предоставление содержания своим несовершеннолетним детям, то его бывшая жена вправе взыскать средства на содержание детей (алименты) в судебном порядке согласно ст. 81 СК РФ.
Заключение
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.
Она обладает своими чертами:
- ее первичным элементом выступают нормы права;
- ее элементы не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;
- она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;
- имеет объективный характер.
Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. Здесь можно выделить такие тенденции: 1) общие, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления; 2) тенденции развития структуры (системы) права; 3) тенденции совершенствования законодательства [5, c.255].
К общим тенденциям относятся следующие:
1. Постепенное изменение соотношения — «человек и право». С одной стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах о собственности, гражданстве и других нормативных актах. Одним словом, все больше выкристаллизовывается и расширяется сфера действия частного права. В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.
2. Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов Федерации, органов местного самоуправления.
3. Интеграция в российское законодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства стран — участниц СНГ в экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.
В числе тенденций развития структуры (системы) права можно назвать такие:
1. Процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — институтам, отраслям. Все более заметна тенденция к определенной унификации подобных блоков как равнозначных по объему, структуре и другим характеристикам, что позволяет расширять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право).
2. Рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных, структурных объединений юридических норм.
3. Возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности..
Таким образом, в заключение хотелось бы заметить, что сегодня в России идет процесс становления частного права. Государство встает на защиту тех договоренностей, которые заключили между собой частные лица. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной собственностью, так и в правовой сфере возникает субъект, наделенный существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при этом ущерба правам и законным интересам других лиц, т.е. субъект, частное право которого гарантируется государством [6, c.182].
Российская система права находится сегодня в ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением их развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.
Список литературы
I. Нормативные правовые акты
- Арбитражный Процессуальный Кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95 ФЗ (ред. 27.12.2005 г. изм. 02.03.2006 г.).
- Гражданский Процессуальный Кодекс РФ от 30 октября 2002 г. (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П, от 25.02.2004 N 4-П, в ред. Федеральных законов от 07.06.2004 N 46-ФЗ, от 28.07.2004 N 94-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 29.12.2004 N 194-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 27.12.2005 N 197-ФЗ).
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня 2006 г.)
- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г., 9 января, 3 марта, 3 июня, 3, 27 июля 2006 г.)
- Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» от 28 апреля 1995 г.
II. Учебники
- Алексеев С.С. Государство и право. – М.: Юридическая лит-ра, 1996.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть I. Теория права. Том I. – М.: Юристъ, 1996.
- Магницкая Е.В. Правоведение. Учеб. / Е.В. Магницкая, Е.Н. Евстигнеева. – М.: Питер, 2003.
- Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства: Учебник. — М.: НОРМА, 2000.
- Правоведение: Учеб. / Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев, З.Г.Крылова и др.; Под ред. З.Г. Крыловой. – М., Высш.шк., 2003.
- Серых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. / Отв. ред. С.А. Чибиряев. – М.: Издательство «Былина», 1998.
- Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 1999.
- Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. – М.: Юринформцентр, 1999.