1. Организация государственной власти по конституции РТ
2. Государственный Совет Республики Татарстан
3. Президент Республики Татарстан
4. Кабинет Министров Республики Татарстан
5. Суды Республики Татарстан
Список использованной литературы
1. Организация государственной власти по конституции РТ
Конституция Республики Татарстан от 6 ноября1992 г. гласит следующее:
«Статья 9
1. Государственная власть в Республике Татарстан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
2. Государственную власть в Республике Татарстан осуществляют Президент Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, суды Республики Татарстан.
3. Кабинет Министров Республики Татарстан, министерства, государственные комитеты Республики Татарстан и иные органы исполнительной власти Республики Татарстан составляют систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.
4. Органы государственной власти Республики Татарстан при осуществлении своих полномочий учитывают исторические, национальные и иные особенности Республики Татарстан.
Статья 10
В Республике Татарстан признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Таким образом, система органов власти в РТ включает в себя:
1. Государственный Совет Республики Татарстан;
2. Президента Республики Татарстан;
3. Кабинет Министров Республики Татарстан;
4. Суды Республики Татарстан.
2. Государственный Совет Республики Татарстан
Государственный Совет Республики Татарстан – это парламент Республики Татарстан, который является постоянно действующим высшим представительным, законодательным органом государственной власти Республики Татарстан.
Республиканский парламент избирается сроком на пять лет и состоит из 100 депутатов. Депутатом Государственного Совета Республики Татарстан может быть избран гражданин в Республике Татарстан, достигший 21 года. Депутат Государственного Совета Республики Татарстан в течение срока своих полномочий не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти, судьей, замещать иные государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Республики Татарстан или государственные должности государственной службы Республики Татарстан, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Депутат Государственного Совета, работающий на профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Депутат Государственного Совета не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий. Депутат Государственного Совета ответствен перед избирателями и им подотчетен. Депутат Государственного Совета, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван ими в установленном законом порядке.
К ведению Государственного Совета Республики Татарстан относятся:
1) принятие Конституции Республики Татарстан, внесение в нее изменений и дополнений;
2) законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан;
3) толкование законов Республики Татарстан;
4) участие в определении внутренней политики и направлений внешней деятельности Республики Татарстан;
5) утверждение бюджета Республики Татарстан и отчета о его исполнении, рассмотрение проекта консолидированного бюджета Республики Татарстан;
6) утверждение программ социально-экономического развития Республики Татарстан;
7) установление налогов и сборов Республики Татарстан в соответствии с федеральным законодательством;
8) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов Республики Татарстан, утверждение отчетов о расходовании средств этих фондов;
9) установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Татарстан;
10) установление порядка организации и деятельности республиканских органов государственной власти;
11) избрание Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, заместителей Председателя и Секретаря Государственного Совета Республики Татарстан из числа депутатов Государственного Совета;
12) избрание Президиума Государственного Совета, образование и избрание комитетов Государственного Совета из числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан;
13) установление системы исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан;
14) назначение референдума Республики Татарстан;
15) назначение выборов в Государственный Совет Республики Татарстан;
16) наделение полномочиями Президента Республики Татарстан;
17) принятие решения о недоверии Президенту Республики Татарстан в соответствии с Конституцией Республики Татарстан;
18) утверждение по представлению Президента Республики Татарстан кандидатуры Премьер-министра; согласование предложений Президента Республики Татарстан о назначении заместителей Премьер-министра, об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Республики Татарстан;
19) выражение недоверия Премьер-министру Республики Татарстан и его заместителям;
20) установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных федеральным законом;
21) избрание судей Конституционного суда Республики Татарстан; назначение Председателя и заместителя Председателя Конституционного суда Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда Республики Татарстан;
22) избрание мировых судей Республики Татарстан;
23) избрание Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан;
24) назначение половины членов Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан;
25) утверждение схемы образования избирательных округов по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан;
26) установление административно-территориального устройства Республики Татарстан и порядка его изменения;
27) решение вопросов, связанных с изменением границы Республики Татарстан;
28) согласование кандидатуры на должность Прокурора Республики Татарстан;
29) назначение представителей общественности в квалификационную коллегию судей Республики Татарстан в соответствии с законом;
30) учреждение государственных наград Республики Татарстан, установление почетных званий Республики Татарстан;
31) одобрение проекта договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий;
32) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Татарстан, депутатам Государственного Совета, Президиуму и комитетам Государственного Совета, Кабинету Министров Республики Татарстан, представительным органам местного самоуправления, а также Конституционному суду Республики Татарстан, Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан и Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан — по вопросам их ведения.
Порядок деятельности парламента определяется Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами, законами Республики Татарстан и Регламентом Государственного Совета.
Основной формой работы парламента являются сессии, на которых решаются вопросы, отнесенные к ведению Государственного Совета. Традиционными формами деятельности Государственного Совета являются выездные заседания комитетов, совместные заседания комитетов.
Органом Государственного Совета Республики Татарстан, обеспечивающим организацию его работы, является Презизиум в который входят 13 депутатов.
- созывает сессии Государственного Совета и организует подготовку его заседаний;
- координирует деятельность комитетов и комиссий, создаваемых Государственным Советом;
- оказывает содействие депутатам Государственного Совета в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
- организует подготовку и проведение народных обсуждений проектов законов Республики Татарстан и других наиболее важных вопросов государственной жизни республики;
- публикует постановления Государственного Совета и постановления Президиума Государственного Совета;
- решает другие вопросы организации работы Государственного Совета.
3. Президент Республики Татарстан
Президент Республики Татарстан является главой государства, высшим должностным лицом Республики Татарстан.
Президент Республики Татарстан выступает гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан, соблюдения Конституции и законов Республики Татарстан.
Президент Республики Татарстан:
1. Обеспечивает права и свободы граждан Республики Татарстан, суверенитет Республики Татарстан, общественную безопасность и территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории;
2. Возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и обеспечивает их взаимодействие с Государственным Советом Республики Татарстан, руководит деятельностью Кабинета Министров Республики Татарстан, принимает решение об отставке Кабинета Министров Республики Татарстан;
3. Определяет внутреннюю политику и направления внешней деятельности Республики Татарстан;
4. Представляет Государственному Совету Республики Татарстан ежегодно на рассмотрение и утверждение проекты законов о бюджете Республики Татарстан и о его исполнении, представляет Государственному Совету Республики Татарстан ежегодно на рассмотрение проект консолидированного бюджета Республики Татарстан;
5. Представляет Государственному Совету Республики Татарстан программы социально-экономического развития Республики Татарстан, а также отчеты об их исполнении;
6. Обращается к Государственному Совету Республики Татарстан с ежегодным посланием о внутреннем и внешнем положении республики, информирует Государственный Совет о важных вопросах жизни республики;
7. Формирует Кабинет Министров Республики Татарстан, вносит предложения в Государственный Совет Республики Татарстан об утверждении кандидатуры Премьер-министра Республики Татарстан, назначает по согласованию с Государственным Советом Республики Татарстан заместителей Премьер-министра, назначает министров, председателей государственных комитетов, руководителей иных органов исполнительной власти Республики Татарстан, являющихся членами Кабинета Министров Республики Татарстан. Освобождает от должности Премьер-министра Республики Татарстан и членов Кабинета Министров Республики Татарстан. Вносит Государственному Совету Республики Татарстан предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Республики Татарстан;
8. Формирует систему исполнительных органов государственной власти на территории Республики Татарстан в соответствии с законом;
9. Определяет структуру исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан;
10. Представляет Государственному Совету Республики Татарстан кандидатуру на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан;
11. Назначает половину членов Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан;
12. Согласовывает кандидатуру на должность Прокурора Республики Татарстан;
13. Представляет Республику Татарстан в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей, при этом подписывает договоры и соглашения от имени Республики Татарстан; назначает и отзывает представителей Республики Татарстан в Российской Федерации, ее субъектах, в субъектах и административно-территориальных образованиях иностранных государств, а также в иностранных государствах и международных организациях;
14. Решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Татарстан;
15. Подписывает законы Республики Татарстан либо отклоняет законы, принятые Государственным Советом Республики Татарстан. В случае отклонения закона Президент возвращает его со своими возражениями в Государственный Совет Республики Татарстан для повторного рассмотрения. Если Президент в четырнадцатидневный срок не вернул закон на повторное рассмотрение, он обязан подписать закон. Подписанные законы обнародуются Президентом;
16. Отменяет постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан в случае противоречия их Конституции Российской Федерации, Конституции и законам Республики Татарстан, федеральному законодательству, указам Президента Республики Татарстан;
17. Награждает государственными наградами Республики Татарстан;
18. Учреждает и вручает премии Республики Татарстан;
19. Образует комиссию по рассмотрению вопросов помилования в Республике Татарстан и вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего не снятую судимость;
20. Вправе требовать созыва внеочередного заседания Государственного Совета Республики Татарстан, а также созывать вновь избранный Государственный Совет Республики Татарстан на первое заседание в течение установленного для этого срока;
21. Вправе участвовать в работе Государственного Совета Республики Татарстан и его Президиума;
22. Обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан с иными органами государственной власти Республики Татарстан и в соответствии с законодательством Российской Федерации организовывает взаимодействие органов исполнительной власти Республики Татарстан с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
23. Утверждает положение о символе президентской власти в Республике Татарстан;
24. Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами Республики Татарстан, федеральными законами, а также вытекающие из международных и внешнеэкономических обязательств Республики Татарстан.
Наделение полномочиями Президента Республики Татарстан осуществляется Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Президента Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом и Конституцией Республики Татарстан.
Постановление Государственного Совета Республики Татарстан о наделении полномочиями Президента Республики Татарстан считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан.
Срок полномочий Президента Республики Татарстан — пять лет.
4. Кабинет Министров Республики Татарстан
Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан с июля 1991 года.
Формируется и ответственен перед Президентом Республики Татарстан. Руководство Кабинетом Министров осуществляет Премьер-министр.
Кабинет Министров Республики Татарстан состоит из Премьер-министра, Первого заместителя Премьер-Министра, заместителей Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов и руководителей других исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.
Кабинет Министров Республики Татарстан обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение.
Кабинет Министров Республики Татарстан объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Республики Татарстан и других подведомственных ему органов исполнительной власти Республики Татарстан, контролирует их деятельность.
Полномочия Кабинета Министров:
- утверждение положения о министерствах, государственных комитетах и иных органах исполнительной власти Республики Татарстан, установление структуры и предельной численности работников их аппаратов;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителей руководителей органов исполнительной власти Республики Татарстан; утверждение составов коллегий министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти Республики Татарстан;
- определение в соответствии с настоящим Законом порядка создания и деятельности территориальных органов республиканских органов исполнительной власти, установление нормативов и размер ассигнований на их деятельность;
- осуществление контроля за соответствием нормативных правовых актов, принимаемых республиканскими органами исполнительной власти (ведомственные нормативные правовые акты), федеральному законодательству, Конституции Республики Татарстан, законам Республики Татарстан, правовым актам Президента Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан.
5. Суды Республики Татарстан
Конституцией Республики Татарстан закреплено, что в Татарстане судебная власть осуществляется Конституционным судом республики, федеральными судами общей юрисдикции, Арбитражным судом республики и мировыми судьями.
Среди судебных органов Татарстана правом осуществления конституционного контроля обладает лишь Конституционный суд, чьи полномочия и порядок образования определены непосредственно Конституцией Республики Татарстан.
В республике Конституционный суд создан 29 июня 2000 года. Судьи Конституционного суда избираются Государственным Советом Республики Татарстан по предложению Президента Республики Татарстан и Председателя Государственного Совета Республики Татарстан в равном количестве. Такой сбалансированный подход при формировании Конституционного суда республики имеет решающее значение для его независимости и самостоятельности при осуществлении конституционного контроля.
Конституционный Суд Татарстана призван защищать основы конституционного строя республики, основные права и свободы граждан, обеспечивать бесконфликтное развитие государственно-правовых отношений между органами законодательной и исполнительной власти, подтверждая тем самым верховенство республиканской Конституции в правовой системе Татарстана. В своей деятельности он решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан. Решения Конституционного суда республики, принятые в пределах его полномочий, являются окончательными и не могут быть пересмотрены другими судами, они обязательны на всей территории Татарстана для всех государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня официального опубликования решения Конституционного суда республики.
В целях выполнения возложенных задач Конституционный Суд республики рассматривает дела о конституционности законов Республики Татарстан, нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан, дает толкование Конституции Республики Татарстан, рассматривает споры о компетенции между органами государственной власти, между органами государственной власти и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления республики, а по жалобам граждан и запросам судов — проверяет конституционность законов Республики Татарстан, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления.
Конституцией Республики Татарстан провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — это обязанность республики. В целях воплощения в жизнь данных положений, Конституция Татарстана предоставила гражданину право на обращение с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод в Конституционный суд республики.
Опыт Конституционного Суда Республики Татарстан свидетельствует, что наличие конституционного правосудия в республике позволяет цивилизованным путем защищать конституционные права и свободы граждан, восстанавливать верховенство права и справедливость, укреплять единое правовое пространство на всей территории Российской Федерации.
Список использованной литературы
- Конституция Республики Татарстан от 6 ноября1992 г.
- Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. — М., 2005.
- Государственное управление: основы теории и организации: учебник / Под ред. В.А. Козбаненко. — М.: Статус, 2006.
- Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Проспект, 2007.