1. Профессия – воспитатель детского сада.
2. Деятельность воспитателя детского учреждения имеет немало общего с учительским трудом. Специфика же ее состоит в том, что педагог детского сада воспитывает и обучает детей, имеющих свои возрастные особенности, отличные от особенностей школьного возраста. Большое место в его труде занимает руководство игрой, бытовой деятельностью, деятельностью общения. Воспитатель организует и руководит также элементарным трудом и учебной деятельностью своих воспитанников. Эти виды деятельности имеют свои особенности в детском периоде, и руководство ими требует особых условий.
3. Рассмотрим особенности профессиональной деятельности воспитателя.
I.Цель труда.
1. Гностическая. Гностические умения, используемые воспитателем в процессе данной деятельности, дают возможность выявить уровень развития как познавательных, так и волевых, эмоциональных процессов, состояний, личностных качеств ребенка, обнаружить мотивы его поведения, выявить взаимоотношения воспитанников в детском обществе, степень эмоционального благополучия каждого из них.
2. Преобразующая. Данная цель подразумевает то, что воспитатель способствует развитию, совершенствованию детей путем организации, упорядочивании их деятельности, а также непосредственном воздействии и оказывании влияния на них.
II. Орудия и средства труда.
Средствами труда воспитателя являются:
- эмоциональная и выразительная речь;
- эмоциональное и выразительное поведение (мимика, жесты);
- интеллектуальные средства.
III. Степень проблемности трудовых ситуаций.
Степень проблемности трудовых ситуаций достаточно высокая, так как часто встречаются новые, сложные ситуации, требующие творческой активности и нестандартного подхода.
IV. Социально-психологические параметры.
1. Степень коллективности процесса: высокая (коллективный труд).
2. Степень самостоятельности в организации работы: здесь воспитатель выступает как организатор собственной деятельности, так и организатор работы других людей (детей).
3. Особенности трудового взаимодействия (контактов):
а) по количеству контактов – многочисленные контакты;
б) по типу партнера – группа;
в) по степени постоянства круга партнеров – постоянный круг.
V. Эмоционально-волевые параметры.
1. Характер ответственности — повышенная: моральная и ответственность за жизнь и здоровье других людей (детей);
2. Работа в микроклиматических условиях – в помещении и на открытом воздухе.
3. Факторы, вызывающие психическую напряженность: четко заданный ритм и темп работы, физические нагрузки, специфические условия (шум, вибрация).
4. Дадим экспертную оценку психологических качеств, которые могут влиять на успешность работы воспитателя.
Результаты представлены в таблице.
Таблица
Сводный результат экспертных оценок
Ранг |
Оцениваемое свойство |
Средний балл |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 |
Профессиональная компетентностьВыдержанность, уравновешенность
Человечность Коммуникабельность Готовность памяти Настойчивость Дальновидность, проницательность Порядочность Интуиция Лидерство Рационализм Уверенность в себе Эмпатия Новаторство Трудолюбие Личная организованность Энергичность Широкий кругозор Терпимость к взглядам и мнениям других Волевая устойчивость Самокритичность Надежность Самостоятельность Предприимчивость Аналитичность ума Дисциплинированность Коллегиальность Решительность Нравственная устойчивость Склонность к риску |
4 5 5 4 3 4 4 4 5 4 4 4 5 4 5 4 5 4 4 4 3 4 4 3 3 4 5 5 4 3
|