1. Общая характеристика источников
2. Правовое положение различных групп населения Древнего Вавилона и Древней Индии
3. Собственность и договорное право
4. Брачно-семейное право
5. Уголовное право и процесс. Судопроизводство
Список использованной литературы
1. Общая характеристика источников
Одним из наиболее значительных этапов в развитии права Древнего Вавилона следует рассматривать появление кодекса Хаммурапи. С именем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) связаны такие крупные мероприятия в государстве, как:
- объединение Северного и Южного Двуречья в Вавилонское государство;
- усовершенствование в масштабе всей Вавилонии ирригационной системы — реформа административного аппарата;
- упорядочение правосудия в стране.
Законы Хаммурапи представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы — древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).
Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.
Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.
Первые 5статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.
Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. 215-282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.
Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись слушатели церкви.
Древнейшие индийские сборники законов (Законы Ману, Гаутамы, Апастамбы, Нарада) представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами.
Наиболее известный из них сборник — Законы Ману (II век до н.э. — II век н.э.) — представляет собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Эти нормы — наставление можно разделить на три группы:
- религиозные предписания брахманов;
- нормы, регулирующие организацию государственной власти;
- нормы гражданского и уголовного законодательства.
Сборник делится на 12 глав, каждая из которых состоит из стихов (шлок).
Законы Ману составлены в период острой борьбы между брахманизмом и буддизмом. При Ашоке (272-232 гг. до н.э.) буддистская религия стала государственной. Брахманизм уступил союзу буддизма и государства, но продолжал оказывать сопротивление и вел борьбу за существование путем создания сборника, содержащего предписания «прародителя людей Ману».
2. Правовое положение различных групп населения Древнего Вавилона и Древней Индии
Свободное население Вавилона было неоднородным. Рабовладельцев можно разделить на две группы: авилум и мушкену. Авилум означает «муж» или «человек». Мушкену по оккадски означает «мелкий люд».
Последняя категория рабовладельцев занимала более низкое положение по сравнению с авилум. Предположительно мушкену были выходцы из южных частей страны, «подданные» царя. Ряд ученых считает, что мушкену условно владел участком царской земли за службу или повинности.
Рабы-вердум составляли собственность хозяина. Их продают, дарят, отдают взаймы, передают по наследству. Если в Египте основным источником права являлся военный плен, то в Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и при определенных условиях и жители Вавилона. Правда, ст. 117 говорит о том, что рабство по задолженности — это срочное рабство, которое не может продолжаться более 3-х лет.
В Вавилоне рабу было предоставлено право, владеть имуществом, а также совершать сделки в отношении своего имущества. Но после смерти раба имущество переходило хозяину. Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония — очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.
Для общественного строя Индии характерно довольно длительное сохранение общинных порядков — следствие медленного развития производительных сил. Другая характерная черта — деление общества на Варны («Варна» — в буквальном переводе означает «цвет» и «качество»).
Варны — это 4 сословия (страты, касты), возникшие в период разложения крепостного строя: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. В одной из священных книг индейцев «Рикведы» (2-е тыс. до н.э.) говорится о том, что воплощение Брахмы — человека Пурушу разделили на несколько частей: «Его уста стали брахманами, кшатриями сделались его руки, вайшьи — это его бедра, а из ног родились шудры».
Варна брахманов занимала самое высокое положение в обществе, была сильна единство, имела монопольное право толковать законы и давать советы представителям других варн. Брахманы принимали активное участие в управлении государства. Брахман мог потребовать от членов других варн все, что он желал. Все были обязаны содействовать брахману, его личность была неприкосновенна.
Кшатрии — вторая группа господствующего класса. Варна возникла в результате войн и постепенно превратилась в правящую варну. Законы Ману возлагали на кшатриев обязанность «охранять» подданных, приносить жертвоприношения и изучать веды. Варна кшатриев была менее замкнута, чем первая.
Варна вайшьев была наиболее многочисленной. Она состояла из всех свободных общинников, не вошедших впервые две варны. Это была варна земледельцев, ремесленников и торговцев, создающих все необходимое для пропитания себе и другим. Членом варны вайшье приписывалось пасти скот, хорошо разбираться в стоимости товаров, заботится об увеличении своего имущества. Варна вайшьев являлась угнетенным классом, члены которого были обязаны платить государству высокие налоги.
Шудры занимали самое низшее положение среди варн. Члены этой варны были представителями покоренных армиями племен. Формально они не были рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны. Шудры не пользовались политическими правами, хотя лично были свободны, могли иметь семьи и приобретать имущество.
На самой низшей ступени среди свободных людей были «неприкасаемые» (чандалы и другие), рожденные от смешенных браков.
В памятниках древнеиндийского права — Законах Ману и Артхашастре упоминается о нескольких разрядах рабов. Основным источником рабства в Древней Индии были:
- обращение в рабов военнопленных;
- естественное воспроизводство;
- продажа свободных в рабство;
- долевое рабство;
- рабство вследствие совершения преступления.
Рабов было меньше, чем в Риме, рабский труд не являлся основой производства.
3. Собственность и договорное право
В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. До нас дошли много документов о продаже домов, полей, садов, рабов и т.д. Государственные земли принадлежали дворцу. Часть этих земель царь передавал мелким землевладельцам за плату натурой (иногда даже с инвентарем), другую часть — представляет должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество Илку.
Имущество Илку было изъято из оборота. В соответствии со статьей 40 кодекса Хаммурапи устанавливалось два исключения: его можно было продавать, во-первых, тамкарам; во-вторых, другим покупателям с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов.
Обладатель имущества илку обязан был лично выполнять военную службу в пользу Государства. В случае если он наймет заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, то имущество переходило заместителю, а наниматель подвергался смертной казни (ст. 26). Если воин попадал в плен, то участок и сад илку передавался взрослому сыну под условием несения службы. Если сын малолетен, то матери передавалось 1/3поля и сада, чтобы она могла воспитать сына.
Земля была разделена между селениями (общинами). Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителям данной местности – «соседями» во временное пользование по жребию.
Земля приобреталась без особых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать. Закон решительно защищал частную собственность: вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы.
Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, первый привлекал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он придавался смерти как клеветник.
Обязательственное (договорное) право Древнего Вавилона выделяет:
- договорные обязательства;
- обязательства из причинения вреда.
Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку.
Известны договоры: купли продажи, межличный и имущественный наем, заем, поклажа, поручение, товарищество, договор тамкара с шамалу (денежных людей — с торговыми агентами).
Основной отраслью экономики Индии являлось сельское хозяйство. Формально земля считалась собственностью царя. Судя по источникам права, можно выделить две категории земель:
1. общинная;
2. принадлежащая царскому дому.
Но существовали и земли, принадлежащие брахманам, хотя в памятниках они не упоминаются.
Что касается движимого имущества, то оно находилось в полной частной собственности. Свобода распоряжения движимым имуществом была широкой, что обусловило разнообразие сделки. Праву Древней Индии были известны следующие 7 правомерных способов приобретения собственности:
1. получение наследства;
2. находка;
3. покупка;
4. добыча;
5. ссуда под проценты;
6. исполнение работы;
7. получение подарка.
1-3 — законы для всех варн; 4 — только для кшатриев; 5-6 — для вайшьев, 7- только для брахманов. Право собственности приобреталось также в результате давности владения (10 лет).
Выморочное имущество представителей 3-х низших варн переходило к царю. Главным охранителем собственности считался царь.
Что касается договорного права, то в Законах не сказано о формах заключения сделок. Но Законы Ману предписывают при решении споров привлекать свидетелей, а при их отсутствии, прибегать к клятвам и ордалиям. Следует полагать, что сделки в Индии совершались устно, в присутствии свидетелей.
Объектами договора купли-продажи могли быть движимые вещи, надлежащего качества, веса и объема. Продавцом мог быть только собственник вещи. Договор займа имел широкое распространение. Обеспечением займа служила личность должника, его родственников, имущество (в т. ч. скот и земля). В случае не уплаты долга предполагалась отработка. Но низшие касты не могли заставить должника высшей касты отработать долг.
На хранение в Древней Индии могли отдавать разнообразные движимые вещи. Договор поклажи был безвозмездным. Поклажеприниматель не отвечал за сохранность вещи при форс-мажорных обстоятельствах.
Древнеиндийский закон четко устанавливал причины недействительности договоров. Недействительными считались договора:
- заключенные пьяным, безумным или рабом;
- заключенные вопреки обычаю или закону;
- заключенные путем обмана.
4. Брачно-семейное право
Брак в Древнем Вавилоне был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после мужа.
Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее, закон ограничивал эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.
Наследование по завещанию уже имело силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
Семейное право Древней Индии. Правовое положение женщин зависело от формы заключения брака, но в любом случае женщина не имела полной правоспособности. По учению брахманов, женщина всегда нуждалась в опеке. В детстве она должна была подчиняться своему отцу, в молодости — своему мужу, по смерти мужа своим сыновьям. Развод допускался в исключительных случаях:
- бесплодие супругов;
- прелюбодеяние;
- постыдном поведении;
- безвестном отсутствием;
- дурное обращение.
В случае если имелось несколько жен, старшинство в доме принадлежало жене из высшей касты. Брачный возраст для мужчины был установлен в 24 года, для женщин с 8 лет.
В Индии известно наследование по закону и по завещанию. По смерти отца его имущество делилось поровну между сыновьями. Старший сын получал добавочную часть в размере 1/20 имущества. Девушки устранялись от участия в разделе наследства, но братья были обязаны выделить им из своего имущества 1/4 часть. Последователь мог завещать часть имущества сыну дочери. При отсутствии детей, к наследованию призывались родственники умершего до 6-го колена.
5. Уголовное право и процесс. Судопроизводство
В первую очередь, следует отметить, что в уголовном праве Древнего Вавилона и Древней Индии, осталось неразработанным понятие «преступления».
В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.
Вместе с тем, закон сохраняет немало пережитков первобытных отношений:
1. ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст. 23,24);
2. ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст. 116, 210, 230);
3. изгнание преступника из данной местности или «из дома»;
4. сохранение в ряде случаев принципа талиона «Равным за равное» (ст. 196, 197).
Заодно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер.
Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний:
- смертная казнь (более чем в 30 случаях);
- членовредительские наказания;
- телесные наказания (удары плетью);
- наложение знака бесчестил;
- изгнание из родной местности или дома;
- денежные взыскания;
- увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем.
Система преступлений содержит:
- должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку штрафом в 12-кратном размере стоимости иска и лишается должности без права занятия ее в будущем);
- ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью);
- преступления против личности, нечаянное убийство (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол);
- ответственность врача за неудачное лечение влекло членовредительское наказание, за другие преступления наказывались по принципу талиона;
- похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст. 14);
- преступления против собственности:
а) кража имущества из дворца или храма (ст. 8) (каралась смертной казнью);
б) кража домашних животных (возмещение в 30-кратном размере или, в случае неуплаты — смертная казнь) (ст. 8);
в) кража с взломом стены (наказывалась закапыванием вора у стены);
г) кража во время пожара (виновного бросали в огонь).
- преступления против семьи и половые преступления:
а) нарушение супружеской верности;
б) половая связь с близкими родственниками (связь матери и сына наказать, отца с дочерью — изгнанием отца);
в) сын, ударивший отца, лишался руки.
Право в Индии представляло собой право-привилегию. Это с особой силой проявлялось в нормах уголовного права.
В уголовном праве содержались значительные пережитки первобытнообщинного строя, такие, как:
- ответственность общины за преступления совершенные на ее территории;
- изгнание преступника.
Праву Древней Индии были известны преступления против государства, личности, имущественные преступления и преступления против чести и другие. За государственные преступления виновные подвергались смертной казне.
Об убийствах и наказаниях в Законах Ману говорится очень мало.
Убийство человека считалось религиозным преступлением, за это полагалась эпитафия. Но за убийство брахмана назначалась смертная казнь. Необходимая оборона исключала ответственность причинившего смерть нападающему.
Сословная, кастовая сущность древнеиндийского права прослеживается при рассмотрении ответственности за преступления против личности. Тот, кто поднял руку или палку против представителя высшей варны — лишался руки, а кто в гневе ударял ногой — терял ногу. Если человек низшей варны плевал на представителя высшей варны, то по приказу царя ему отрезали губы. В том случае, если преступник и потерпевший принадлежали к одной варне, то предусматривалось за нанесение ранений — денежное взыскание, за увечье или перелом кости — изгнание.
За преступления против собственности предполагались суровые наказания. Вор, пойманный на месте преступления, предавался смерти. Кража из царских кладовых, арсеналов, храмов, а также слонов и колесниц каралась смертью. Жестоко каралась кража, совершенная ночью. Вору, ворвавшемуся в дом ночью, отрубали сначала руку, затем казнили сажанием на кол. Кража зерна, скота, стоимостью свыше 50 пан влекла за собой возмещение похищенного в 11-кратном размере. Насилие и повторность рассматривались отягчающими вину обстоятельствами. За преступления против чести и достоинства высших варн следовало более суровое наказание:
- за оклеветание брахмана кшатрий платил 100 пан, вайшья — 150-200 пан, шудра подвергался телесному наказанию;
- за оклеветание кшатрия брахман платил 50 пан, вайшья — 25 пан, шудра — 12 пан. Шудре, поносившему представителя высшей варны, отрезали язык.
Преступления против семьи:
- беседа с замужней женщиной (наказывалось штрафом);
- встреча с девушкой из высшей варны (человек низшей варны подлежал телесному наказанию);
- связь с охраняемой брахманской (вайшья лишался имущества, кшатрий подвергался штрафу в 100 пан);
- неверность жены (виновная затравливалась собаками);
- связь с замужней женщиной (каралось в зависимости от принадлежности к варне).
Законы Ману не содержат упоминания о кровной мести. Она была вытеснена системой наказаний и денежных взысканий, налагаемых органами государства.
Основные виды наказаний:
- тюремные заключения;
- заковывание в кандалы;
- разного вида телесные наказания;
- денежные взыскания.
Эти взыскания дополнялись другими мерами воздействия.
Смертная казнь применялась к государственным преступникам и к лицам, виновным в прелюбодеянии, к ворам и причинившим умышленно вред имуществу других. Видами смертной казни могли быть утопление, сажание на кол, сожжение на кровати или на костре, растаптывание слонами и др.
К членовредительным наказаниям относились отрезание пальцев, рук, ног, губ. Этот вид применялся к преступникам, совершившим преступление против представителей высшей варны.
Тюремное наказание применялось в сочетании с другими видами наказания, например, с конфискацией имущества. Тюрьмы строились на обозреваемом с дороги месте.
Денежные взыскания назначались за небольшие проступки и преступления, и были самой распространенной формой.
В Древней Индии не было различия между гражданским и уголовным процессом. Суд не был отделен от администрации. Судебную власть осуществляли брахманы.
Высшая судебная власть принадлежала царю, который разбирал дела с учеными брахманами. Суд был апелляционным. Разбирательство гражданских уголовных дел могло начинаться только по требованию истца или потерпевшего. Сторона, обратившаяся в суд, поддерживала обвинение.
Доказательствами были показания свидетелей или ордалии. Ценность показаний зависела от принадлежности к варне. В Индии существовало 5 видов ордалий:
1. Испытание весами (обвиняемые взвешивались дважды, вероятно до и после допроса, если во второй раз он был легче — считался не виновным);
2. Испытание огнем (обвиняемый брал раскаленный предмет в руку и при отсутствии следов ожога считался невиновным);
3. Испытание водой;
4. Испытание ядом;
5. Клятва (если после клятвы с обвиняемым происходила какая-то неприятность, то вина его считалась доказанной).
Список использованной литературы
- Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2002.
- Крашенинников Н.А. История права Востока. — М., 1994.
- Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран: курс лекций. – М., 2006.
- Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие. – М., 2004.
- Сальникова В.П. История государства и права зарубежных стран: учебное наглядное пособие. – М., 2004.
- Тагунов Д.Е. Всеобщая история государства и права: учебное пособие. – М., 2005.