Введение
1. Общие сведения об ОАО «ТАНЕКО»
2. Оценка перспектив развития Комплекса нефтеперерабатывающих заводов ОАО «ТАНЕКО»
3. Экологическая политика ТАНЕКО — инвестиции в будущее
4. Мероприятия по повышению социально-экономической эффективности комплекса нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов
Заключение
Список литературы
Введение
Переход России к рыночным условиям хозяйствования изменил роль и место региона в системе современных социально-экономических отношений. И сегодня регион рассматривается в качестве целостной системы, ориентированной на развитие в значительной степени за счет собственных ресурсов. В этих условиях повышается актуальность формирования эффективной системы регионального управления, обеспечивающей достижение баланса экономических и социальных целей общественного развития.
Решение этой комплексной задачи выдвигает высокие требования к анализу финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий — ключевого звена экономики, определяющего базу социально-экономического развития региона. Соответственно возрастает роль научного поиска в области разработки социально-экономической эффективности строительства регионального промышленного комплекса. Необходимо формирование системы критериев и показателей, отражающей как экономические, так и социальные результаты деятельности предприятий, адекватной условиям переходного периода развития российской экономики и учитывающей особенности региональной социально-экономической политики.
В настоящее время в Республике Татарстан эффективно реализуются различные функции управления региональным развитием, включая мониторинг и анализ социально-экономических процессов в промышленности. Тем не менее, в этой области по-прежнему востребованы новые инструменты и методики, позволяющие, не нарушая выстроенной логики преобразований. Большое развитие на сегодняшний день получают предприятия Нижнекамского муниципального района.
В данной работе рассматривается нефтехимический комплекс «ТАНЕКО» и перспективы его развития.
1. Общие сведения об ОАО «ТАНЕКО»
История ОАО «ТАНЕКО» берет свое начало в конце 90-х годов прошлого столетия. В августе1997 г. Кабинет Министров РТ принял постановление «О создании ОАО «Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод», которое было зарегистрировано 30 декабря того же года.
Создание ОАО «Нижнекамский НПЗ» обусловила необходимость развития в Татарстане новой отрасли промышленности – современной нефтепереработки. Благодаря титаническим усилиям команды единомышленников во главе с генеральным директором Хамзой Багмановым и при всесторонней поддержке руководства Республики Татарстан и компании ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и других акционеров поставленная задача была выполнена – в декабре 2002 года Базовый комплекс ННПЗ, ориентированный на переработку высокосернистых нефтей в объеме 7 млн. тонн в год введен в эксплуатацию. В его состав вошли: модернизированная установка ЭЛОУ-АВТ-7, битумная установка, установка висбрекинга гудрона и комплекс гидроочистки средних дистиллятов. Таким образом, в Татарстане оказалось восполненным недостающее звено в цепи «нефтедобыча-нефтехимия».
В 2005 году правительство республики поставило перед коллективом компании более масштабную задачу – строительство Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, аналогов которому не существует в России и в СНГ. Коллектив ОАО «Нижнекамский НПЗ» прекратил производственную деятельность, было образовано ЗАО «Нижнекамский НПЗ».
В июне 2007 года Закрытое акционерное общество «Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод» изменило свое фирменное наименование на Открытое акционерное общество «ТАНЕКО» (ТАтарстанский НЕфтеперерабатывающий КОмплекс).
ОАО «ТАНЕКО» – социально-ориентированное динамично развивающиеся предприятие, нацеленное на усиление долгосрочных конкурентных позиций и повышение прибыльности бизнеса на основе безопасного производства.
Миссия предприятия — обеспечение высокотехнологичной, эффективной и экологичной переработки нефти и выпуск конкурентоспособной ликвидной продукции в рамках укрепления вертикальной интеграции Группы компаний «Татнефть».
ОАО «ТАНЕКО» выступает заказчиком строительства в г. Нижнекамске «Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов». Главным координатором строительства Комплекса, согласно решению Совета безопасности Республики Татарстан, определена компания «Татнефть».
Новый Комплекс будет состоять из трех взаимосвязанных между собой заводов:
1. Нефтеперерабатывающий завод (первичная переработка нефти) мощностью по сырью 7 млн. тонн/год;
2. Завод глубокой переработки нефти;
3. Нефтехимический завод.
Планируемая продукция - 20 видов продуктов глубокой переработки нефти – от моторных топлив европейского качества до компонентов сырья для производства широкой гаммы востребованной нефтехимической продукции.
2. Оценка перспектив развития Комплекса нефтеперерабатывающих заводов ОАО «ТАНЕКО»
Осенью 2009 года Правительством РТ был одобрен обновленный бизнес-план проекта, предполагающий удвоение производственной мощности комплекса (с 7 млн. тонн переработанной нефти в год до 14 млн. тонн) и, одновременно, сокращение ассортимента продукции в сторону более простых продуктов – нафты, реактивного топлива, дизельного топлива. То есть новый бизнес-план предполагает снижение глубины переработки татарстанской нефти, снижение общего уровня инновационности данного проекта.
Ранее власти Татарстана рассматривали вопрос строительства в Татарстане еще одного НПЗ мощностью 5-7 млн. тонн нефти в год — исключительно для нужд малых нефтяных компаний. Однако в условиях кризиса в правительстве посчитали, что увеличение мощностей «ТАНЕКО» экономически выгоднее строительства второго нефтеперерабатывающего завода, инвестор на который так и не был найден.
Так, производство автомобильных бензинов при увеличении переработки нефти до 14 млн. тонн в год возрастет незначительно – с 850 до 900 тыс. т. в год. Объемы производства ароматических углеводородов и нефтехимических продуктов на рассматриваемой стадии новой концепции комплекса не увеличатся. При этом увеличение объемов переработки на предприятии высокосернистой нефти РТ до 14 млн. т. в год приведет к значительному, в разы, увеличению выработки крупнотоннажных нефтепродуктов.
Таким образом, увеличение объема переработки высокосернистой нефти на комплексе ОАО «ТАНЕКО» будет сопровождаться, прежде всего, увеличением выработки продуктов, дефицитных в настоящее время и в среднесрочной перспективе на европейском рынке.
Немаловажным фактором здесь является общий прогноз по мировому рынку нефтепродуктов. Проведенные исследования показали, что именно нафта, реактивное топливо и дизельное топливо будут пользоваться повышенным спросом на европейском рынке.
Вторым фактором, оказывающим серьезное влияние на развитие и корректировку проекта КНП и НХЗ, являются сложности в финансировании проекта. Несмотря на немногочисленность выбранных источников финансирования, наблюдается задержка в выделении средств и, как следствие, отставание от графика проведения СМР, удорожание проекта и появление необходимости в дополнительном финансировании. Эксперты считают, что «ТАНЕКО» вполне может рассчитывать на дополнительные деньги из Инвестиционного фонда РФ.
Остается открытым и вопрос о кадровом обеспечении создаваемого Комплекса нефтеперерабатывающих заводов – если текущие потребности в персонале (как в строителях, так и работниках будущих производств) понемногу удовлетворяются, то перспективные потребности совершенно не учитываются операторами проекта (особенно в свете нарастания негативных тенденций в демографической ситуации в регионе). Дефицит эксплуатационных кадров составляет около 1700 человек. К числу самых востребованных профессий относятся: операторы технологических установок, машинисты технологических насосов, слесари по ремонту технологических установок.
Финансирование Программы подготовки кадров для КНП и НХЗ будет осуществляться по многоуровневой системе в соответствии с федеральным и республиканским бюджетными законодательствами и законами об образовании России и Татарстана. Источниками финансирования являются: бюджет Республики Татарстан, включая целевые отчисления в него из бюджета РФ, средства заказчиков кадров, а также других инвесторов. По произведенным расчетам, реализация программы потребует 260,9 млн. рублей. Эти средства будут направлены на профессиональную и курсовую подготовку специалистов, на разработку нормативно-правовой и учебно-методической документации и на модернизацию материально-технической базы учреждений профессионального образования.
Содействие развитию высокотехнологичной транспортной инфраструктуры с целью увеличения объемов и безопасности транспортировки химических грузов позволит вывести на новый уровень эффективности и безопасности нефтехимическое производство Закамья. Вопрос о соответствующем развитии транспортной инфраструктуры нефтехимического производства ставится и в Проекте Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года (разработанном в2007 г.).
Из-за загруженности Нижнекамской промышленной зоны нефтехимическими производствами (по мнению руководителя ОАО «ТАНЕКО» Х. Багманова) одной из ключевых задач при создании проекта КНП и НХЗ было соблюдение экологических требований.
Уже сегодня существующая транспортная система не выдерживает пиковых нагрузок и испытывает регулярные кризисы. С введением в строй первой, а потом и второй очередей КНП и НХЗ (проектная численность персонала 4100 чел.) нагрузка на транспортные магистрали возрастет в разы. Здесь уместно напомнить, что в рамках проекта КНП и НХЗ предусмотрено и частично уже реализовано строительство таких объектов внешней инфраструктуры, как внешние нефтепровод и продуктопровод, железнодорожная сеть. Финансирование этих объектов осуществляется из средств Инвестиционного фонда РФ в объеме 16,512 млрд. руб. остальное финансирование строительства объектов внешней инфраструктуры предполагается за счет кредитных средств государственной корпорации – Внешэкономбанка. Однако, на сегодняшний день бизнес-план проекта не содержит сколько-нибудь ясных сведений о модернизации автотранспортной инфраструктуры Нижнекамского промышленного узла с учетом увеличивающейся нагрузки в связи с предстоящим вводом в строй КНП и НХЗ.
Подобное положение является недопустимым в связи с высокой важностью оперативной доставки персонала на производственные объекты нефтехимических предприятий (в том числе ОАО «ТАНЕКО»). Кроме того, перегрузка существующих транспортных магистралей Нижнекамского промышленного узла грозит срывом поставок сырья, материалов и оборудования на предприятия.
Добавим также, что нефтехимические производства относятся к производствам высокого класса опасности, где высока вероятность техногенных катастроф. В связи с этим еще на стадии проектирования производства должны быть предусмотрены и введены в проект транспортные путепроводы, по которым в случае необходимости можно будет оперативно доставлять спасательное оборудование, специалистов пожарной охраны, медицинской помощи, проводить эвакуацию жителей и работников.
Создавая столь сложную производственную систему как Нижнекамский промышленный узел (ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «ТАНЕКО» и др.) невозможно обойти вопрос организации бесперебойного функционирования автомобильных путей сообщения, грузопотоков транзитного и внутреннего транспорта. Предлагаемые мероприятия позволят существенно повысить экологическую, социальную и экономическую эффективность создаваемого в Нижнекамске Комплекса нефтеперерабатывающих заводов и всего Нижнекамского промышленного узла. Это выразится в следующем:
- снижение автомобильных выхлопов;
- снижение шумового загрязнения;
- снижение расхода горюче-смазочных материалов;
- уменьшение времени доставки работников к рабочим местам, проезда горожан из города и обратно;
- организация новых рабочих мест, связанных со строительством объектов транспортной инфраструктуры (в том числе – для низкоквалифицированной рабочей силы) и ее последующим обслуживанием;
- снижение аварийности на дорогах города и района, то есть сокращение затрат на больничные листы, судебные издержки, ремонт автотранспорта, работу ГИБДД, услуги ритуальных контор, внеплановые простои производств (в связи с задержкой работников или транспорта с необходимым грузом);
- снижение риска чрезвычайных ситуаций, негативных эффектов от происходящих аварийных ситуаций.
3. Экологическая политика ТАНЕКО — инвестиции в будущее
Охрана окружающей среды является одним из главных приоритетов при строительстве Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО».
ОАО «ТАНЕКО» было удостоено Национальной экологической премии в 2009 году. На сегодняшний день в РФ это единственная награда, которая вручается социально-ответственным компаниям, разрабатывающим и внедряющим экологические и энергосберегающие технологии. О престижности Премии красноречиво говорит тот факт, что ее учредителями являются Совет Федерации России, Государственная Дума и Фонд имени академика В.И.Вернадского, а в состав жюри входят ученые мирового уровня.
Шестой раз проводится конкурс, и все эти годы десятки министерств, ведомств, отдельных областей, городов, промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений борются за звание победителей. Только в 2009 году на рассмотрение комиссии поступило 162 заявки. Все они отличались серьезным уровнем подготовки, но членам жюри предстояло определить лишь наиболее перспективные разработки в области ресурсосбережения, чистых производств, экологического образования, просвещения и социальных инициатив.
В номинации «Экология города» наряду с Нижнекамским Комплексом нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов свои проекты представили еще более двадцати участников. В их числе были такие серьезные конкуренты, как правительство Белгородской области, Московский государственный университет имени Ломоносова, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Но даже многие из тех, кто претендовал на победу в других восьми номинациях, проявили большой интерес к разработке специалистов ТАНЕКО «Проект единой санитарно-защитной зоны Нижнекамского промышленного узла».
4. Мероприятия по повышению социально-экономической эффективности комплекса нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов
Социально-экономическая эффективность мероприятий, проводимых организациями и предприятиями, есть категория сложная и многофакторная. При оценке эффективности инвестиционных проектов сложилась практика количественного расчета положительных эффектов не только для участников, инвесторов проекта, но и для общества (того региона, где реализуется проект), предприятий-смежников, участников региональной экономики, связанных с предприятием, реализующим проект.
Предлагаемые меры по модернизации автотранспортной сети Нижнекамского промышленного узла затрагивают интересы большого круга лиц — работников, руководителей ОАО «ТАНЕКО», жителей г. Нижнекамска, предприятий и организаций, расположенных на территории Нижнекамского промышленного узла. В связи с этим данный проект имеет комплексный характер и, очевидно, будет обладать синергетическим эффектом в развитии экономики Закамского региона.
Традиционно в России проекты, связанные со строительством автотранспортных коммуникаций, не пытаются оценивать с точки зрения долгосрочного экономического эффекта. Экологический аспект (снижение выбросов выхлопных газов, расхода горячего при движении более коротким путем) также не принимается во внимание. К сожалению, отсутствует и статистический материал по возможному экономическому эффекту в случае снижения аварийности на дорогах при их модернизации.
Проведение оценки социально-экономической эффективности подобных проектов основывается на использовании следующих основных принципов:
- прогнозирование транспортных потоков на основе данных обследований, анализа сложившейся транспортной ситуации, с учетом вариантов социально-экономического развития региона и изменения уровня автомобилизации населения;
- выявление влияния реализации мероприятий на основные характеристики развития региона;
- определение эффекта посредством сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат, приведение их к сопоставимому виду с помощью дисконтирования.
Для оценки экономической эффективности затраты и выгоды варианта реализации проекта рассматриваются и оцениваются по сравнению с так называемым «нулевым вариантом», предусматривающим отказ от реализации мероприятий. При этом выгоды определяются на основе проведения оценки экономических и социальных последствий осуществления предусмотренных мероприятий с точки зрения интересов населения и хозяйственного комплекса региона.
При проведении расчета эффективности определяются следующие последствия реализации мероприятий по совершенствованию автотранспортной системы:
- сокращение эксплуатационных расходов пользователей автодорожной сети;
- уменьшение затрат времени на передвижения по автодорогам;
- снижение потерь от дорожно-транспортных происшествий;
- снижение выбросов автотранспорта в атмосферу.
Полученные результаты по каждому из последствий оцениваются в стоимостном выражении по годам реализации проекта, а затем сопоставляются с необходимыми для его осуществления затратами на основе использования метода дисконтирования.
Расчетный срок целесообразно принять равным 30-летнему периоду функционирования дорожной сети, включая инвестиционную стадию.
В результате модернизации автотранспортной сети Нижнекамского промышленного узла изменение условий движения транспорта скажется не только на уменьшении объема потребления топлива на километр пробега, но и на износе шин, снижении расходов на смазочные и прочие эксплуатационные материалы, уменьшении затрат на ремонт подвижного состава.
При определении суммарных транспортных расходов при движении в существующих условиях и после реализации мероприятий предлагаемого проекта необходимо учитывать, что в структуре переменных затрат, приходящихся на один километр пробега, расходы на топливо составляют около 50% (в соответствии со статистическими данными Министерства транспорта РФ).
Эксплуатационные расходы пользователей дорожной сети должны рассчитываться по годам для двух вариантов: при реализации проекта и в случае отказа от него, а затем сопоставляться с учетом фактора времени.
Отказ от модернизации автотранспортной сети Нижнекамского промышленного узла ухудшит ситуацию на существующей сети автодорог, что вызовет увеличение затрат времени на поездки.
При реализации предлагаемого проекта, наоборот, произойдет увеличение скорости движения транспортных потоков, что приведет к снижению потерь времени водителей транспортных средств и пассажиров.
Оценка социально-экономической эффективности предлагаемого проекта модернизации автотранспортной сети Нижнекамского промышленного узла основывалась на следующих положениях:
- эффекты от реализации проекта сравнивались с вариантом, предусматривающим отказ от его реализации;
- при выборе величины нормы дисконтирования для приведения разновременных затрат и результатов к началу расчетного периода учитывалось, что ставка дисконтирования должна отражать не только чисто финансовые интересы государства, но и систему предпочтений общества по поводу относительной значимости доходов в различные моменты времени, в том числе с точки зрения социальных результатов. В связи с этим норма дисконта принята равной 13% годовых.
Таким образом, предлагаемый проект модернизации автотранспортной системы Нижнекамского промышленного узла позволит получить комплексный эффект и существенно повысить эффективность работы предприятий и, в первую очередь, ОАО «ТАНЕКО».
Развитие автотранспортной инфраструктуры сегодня является одним из источников социально-экономического развития предприятий и целых отраслей. Предлагаемый проект способен положительно повлиять на экологическую ситуацию в Нижнекамске и принести ощутимый экономический эффект.
Заключение
Целью строительства нефтехимического комплекса ТАНЕКО является необходимость обеспечения потребности промышленности Республики Татарстан в топливно-энергетических ресурсах и нефтехимических продуктах на основе имеющегося в республике углеводородного сырья.
В процессе проектирования Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов предусмотрены природоохранные мероприятия, позволяющие ограничить воздействие эксплуатируемого Комплекса на окружающую природную среду.
В процессе работы над планом строительства Комплекса НП и НХЗ были предложены мероприятия по снижению негативного воздействия на компоненты окружающей природной среды, разработана программа организации производственного контроля и экологического мониторинга в районе размещения комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, выполнена эколого-экономическая оценка величины предотвращенного экологического ущерба.
Основные направления формирования и поддержки нефтехимической отрасли Нижнекамского муниципального района следующие:
- повышение инвестиционной привлекательности региона;
- увеличение добавленной стоимости, создаваемой перерабатывающими предприятиями;
- увеличение инновационной активности предприятий.
Деятельность ОАО «ТАНЕКО» будет способствовать дальнейшему укреплению экономического потенциала Республики Татарстан и Российской Федерации в целом. Реализация проекта позволит отработать механизмы стимулирования инновационной деятельности и внедрения новых технологий с масштабным экономическим эффектом, даст импульс развитию отраслевой науки, проектных организаций, стимулирует работу предприятий стройиндустрии, химического машиностроения и транспорта.
Список литературы
- Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2006.
- Бикмуллин Г.Д. Анализ тенденций социально-экономического развития Республики Татарстан // Экономический вестник Республики Татарстан.- 2006. – №1.
- Волков О.И. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2008.
- Липин К.Н. Влияние нефтехимического комплекса на развитие экономики региона. — Ижевск, 2007.
- Осипов Н.Ю. Социально-экономическое положение Республики Татарстан: комплексный информационно-аналитический доклад. – Казань.: Татарстанстат, 2007.
- Скрипник Ю.В. Состояние и тенденции развития активной части основных фондов химической и нефтехимической промышленности // Экономический вестник Республики Татарстан.- 2006. – №1.
- Шигабутдинов А.К. Процессы интеграции в отечественной нефтехимии должны ускориться // Нефть и капитал. – 2006. — №12.
- Ямков Г.А. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 – 2010 годы // www.tatar.ru.
- Интернет-портал www.nnpz.ru.