Социальные общности, в зависимости от своих источников, бывают конкретно-историческими и ситуативно-обусловленными. К конкретно-историческим относят: род, племя, народность, нация. Ситуативно-обусловленные по своим видам и форме бывают такими: толпа, публика, элита, маргиналы и т.д.
В любой из общности есть базовый признак, который создает условия для общественной жизни людей. Факторами социальных общностей являются не только потребности, ценностные ориентации, психологические чувства, но и факторы сознания индивидуалистических или коллективистских устремлений. Особо стоят духовно сознательные факторы — это связано с тем, что они присущи всякой общности, выполняют интегрирующую роль и осознаются каждым индивидом. Они функционируют как поле духовного обмена информацией, ценностями, которые объединяют социальную общность. Закрепляются духовно-сознательные факторы в образе смысла жизнедеятельности, в чертах определенных социальных типов, что отличает одну социальную общность от другой.[1, c.88]
Рода и племена существовали при первобытно-общинном строе, их общность была основана на кровном родстве.
С развитием общества и расселением людей по земле кровно-родственные связи стали разрушаться. Возникла новая историческая общность людей — народность. Народности существовали в рабовладельческую и феодальную эпохи: например племена, жившие на Балканском полуострове образовали древнегреческую народность. Восточнославянские племена, жившие на территории Киевской Руси, объединились в древнерусскую народность.
Народность – это историческая общность людей, проживающих на определенной территории и имеющих общие язык, культуру, религию, обычаи, занятия.
Этнос — это общность людей, объединенных не только биологическими, но и культурно-психологическими признаками (язык, культура, характер, менталитет), осознанием своего единства и своего отличия от других этносов.
Род, племя, народность, нации — этнические общности людей.
Народность не стала устойчивой общностью. С развитием общества некоторые народности распались и дали начало некоторым нациям. Например, Древнерусская народность распалась на 3 нации: русскую, украинскую, белорусскую. Другие народности объединялись в одну нацию: гасконцы, тулузцы, нормандцы – во французскую.
Складывание наций шло одновременно со складыванием централизованных государств. Английская и французская нации образовались в 16 веке, русская – в 17 веке, немецкая и итальянская – в конце 19 века.
Нация — это высшая форма этнической общности людей, наиболее развитая, исторически устойчивая, объединенная экономическими, территориально-государственными, культурными, психологическими и религиозными признаками. Некоторые ученые считают, что нация – это согражданство, т.е. люди живущие в одном государстве.
Принадлежность к той или иной нации называют национальностью. Национальность определяется не только происхождением, но и воспитанием, культурой и психологией человека.[1, c.101]
Существуют 2 тенденции в развитии нации:
1. Национальная, которая проявляется в стремлении каждой нации к суверенитету, развитию своей экономики, науки и искусства.
Национализм — это доктрина приоритета интересов и ценностей своей нации, идеология и политика, основанная на идеях превосходства и национальной исключительности. Национализм может перерасти в шовинизм и фашизм — агрессивные проявления национализма. Национализм может вести к национальной дискриминации (принижению и ущемлению прав человека).
2. Интернациональная – она отражает стремление наций к взаимодействию, взаимообогащению, расширению культурных, экономических, и др. связей.
Обе тенденции взаимосвязаны и способствуют прогрессу человеческих цивилизаций.
В мире нет государства, в котором бы жили люди одной нации.
Человек как существо общественное в своей эволюции проходит ряд стадий социально-этнического процесса, от рода, через племя и народность, к нации. По отношению к индивиду его принадлежность к определенной исторической общности выступает как объективный социальный факт, определенное воздействие на его жизнедеятельность. Будучи относительно обособленными, социально-этнические общности выполняли по отношению к взаимодействующим в их рамках людям жизненно важные функций по удовлетворению потребностей в общении, совместной деятельности, воспроизводстве средств существования и самовоспроизводства. Будучи генетически связаны и следуя друг за другом, племена, народности, нации составляют восходящую линию социально-этнического процесса. Вместе с тем донациональные общности — не только историческое прошлое. И сегодня наряду с нациями социально функционируют народности, союзы племен, племена. По данным ЮНЕСКО, из приблизительно четырех тысяч этносов, населяющих современный мир, на уровне нации находится около 800. Примерно такая же картина по отношению к населению бывшего СССР, если иметь в виду удельный вес наций. Отсюда то, что обычно называют проблемами национального развития, относится ко всему спектру социально-этнического развития. Следует также иметь в виду, что абсолютно «чистых» в этническом плане общностей не бывает. Уже племя состоит из нескольких родов, народность — из нескольких племен, нация (как правило) — из нескольких народностей. Термин «социально-этническая общность» выражает роль и значение социальной системы, совокупности общественных связей в процессе формирования этнической общности. С другой стороны, образование системы общественных отношений невозможно без участия в этом процессе социально-этнического фактора. В этом диалектика этнического и социально-исторического. Нация как специфическая разновидность социально-исторических общностей представляет собой, вместе с тем, высший тип этнической общности, этнические признаки которой качественно изменяются, наполняются более богатым социальным содержанием. Диалектическое единство в нации этнической и социальной организации общества предопределяет ее роль как основной структурной единицы человечества.
Список использованной литературы
- Кибасова Г.П. Этническое пространство. — Волгоград. ВолГМУ: Ваша Свита, 2003.
- Ленк Х. Размышления о современной технике. — М., 1996.
- Социология: Учебник / Под ред. Проф. Ю.Г. Волкова. — М.: Гардарики, 2000.
- Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2001.
- Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек: Антология. — М., 1995.
- Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986.