Введение
1. Материализм и идеализм
2. Исторические формы материализма
3. Идеализм и его формы
Заключение
Список литературы
Введение
Философию нередко представляют как весьма мудреную, абстрактную науку, оторванную от реальной, повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем мнение такого рода. В действительности все проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью — помочь человеку в его бытии, жизненных перипетиях, в совершенствовании и развитии, в достижении желаемых целей и идеалов, в преодолении невзгод и обеспечении успеха. Философия дает человеку богатый фактический материал для размышлений, а также и весьма эффективный инструментарий мыслительной деятельности. Изучение философии — это проверенная многовековым опытом человечества школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать новые идеи и подвергать критике известные суждения, отделять существенное от несущественного, выявлять взаимосвязи явлений и раскрывать законы, действующие в мире. Философия помогает человеку определить жизненную позицию и ориентацию, позволяет разумнее и оперативнее решать встающие перед ним жизненные проблемы.
Определенное представление о философии имеет каждый культурный человек. Дело в том, что каждый из нас постоянно, вольно или невольно, сталкивается с теми вопросами, которые обсуждаются в философии. К ним относятся: когда и каким образом возник мир или он существует вечно? Как он устроен? Находится ли он в состоянии хаоса или в нем наличествует порядок? Мир изменяется или находится в покое?
В еще большей степени человека волнуют вопросы, которые касаются его непосредственно. Какое место в мире занимает человек? Какую роль он в нем играет? Когда и в силу каких причин появился человек? В чем его предназначение, смысл жизни? Человек смертен или бессмертен? Что ожидает его за порогом жизни? Каковы возможности разума и деятельности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи? Есть ли в мире аналоги человека или он в нем пребывает в одиночестве? Добр или зол человек по своей природе? Искоренимо ли зло? Может ли в развитии человечества наступить «эпоха всеобщего мира и согласия»?
Это «вечные вопросы бытия». Поиск ответов на них люди вели в прошлом, ведут сегодня и будут вести в будущем. Этот поиск дает возможность человеку самоопределиться, не «потерять себя», обрести уверенность в своих силах, мыслях и действиях, прочную основу в жизни. Ответы на эти вопросы как раз и призвана дать философия.
Цель данной работы рассмотреть основные формы материализма и идеализма.
1. Материализм и идеализм
Существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них такие вопросы: Что первично — дух или природа? Сознание или материя? Идеальное или материальное? От их решения зависит общее понимание бытия, потому что материальное и идеальное являются его предельными характеристиками.
В зависимости от ответов на эти вопросы, все философы разделились на две группы: материалистов и идеалистов, а философское направление – на материализм и идеализм.
Классическое определение обоих направлений впервые было дано немецким философом Ф. Шлегелем:
«Материализм всё объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник вещей… Идеализм всё выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю».
Другие определения материализма и идеализма сформулированы в современных философских словарях, однако они лишь дополняют определения Ф. Шлегеля.
Материализм (от лат. materialis вещественный) – это философское направление, в соответствии с которым материя (объективная реальность - природа, материальная субстанция) является первичным началом. А идеальное (дух, сознание) — вторичным. Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) - являются процессами взаимодействия материальных сущностей.
Сторонников материализма объединяет убеждение в том, что мир, в котором мы живем, существует вне и независимо от нашего сознания. Нас окружает объективная реальность, на которую мы можем воздействовать лишь объективно-реальными (а не существующими только в нашем субъективном сознании или воображении) средствами. Для обозначения её используется термин материя.
Материализм настаивает на том, что мир материален, т.е. в нем есть нечто такое, что существует вне и независимо от сознания; что сознание из ничего или из себя самого сотворить материальные объекты не может; что произвести изменения в материальных объектах сознание способно не само по себе, а лишь через посредство материальны, физических действий.
Идеализм (франц. idealisme, от греч. Idea) – это философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу (духу, сознанию), и ставящее материальное в зависимость от идеального.
Различают две формы идеализма – объективный и субъективный.
Объективный идеализм – философское направление, которое берет за начало идеальное, не зависящее от человека. Термин объективного идеализма означает – независимый от субъекта познания (человека). Представители данного направления — Платон, Ф. Аквинский, Гегель.
Субъективный идеализм – философское направление, которое утверждает, что первичным является идеальное начало, зависящее от субъекта познания (человека). Представители — Декарт, Мальбранш, Фихте, Беркли.
Следует отметить, что вопрос взаимодействия материализма и идеализма также имел много точек зрения. На сложность взаимоотношений материализма и идеализма указывает известный российский философ В.В.Соколов, который пишет, «…что материализм и идеализм далеко не всегда составляли два взаимопроницаемых лагеря, а в решении некоторых вопросов соприкасались и даже перекрещивались».
Более наглядно единство позиций материализма и идеализма обнаруживаются в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма (Демокрит), так и идеализма (Кант), а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Гегель).
2. Исторические формы материализма
Простейшая форма материализма – наивный (стихийный) материализм античности. Наивные материалисты полагали, что в основе мира лежит какая-то материальная стихия: вода, огонь, воздух, земля. Они пытались все многообразие мира свести к одной из этих стихий, либо к какому-то сочетанию этих стихий.
Представители наивного материализма: Фалес (ок. 625 — 547 до н.э.), Анаксимен (ок. 585 — 525 до н.э.), Гераклит (ок. 530 — 470 до н.э.).
Фалес из Милета – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном и политический деятель. Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода, как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. Это же и в самом деле гениальная идея сохранения. Гениальность Фалеса в том, что ему впервые пришла в голову мысль о единстве мироздания.
Анаксимен – первоосновой всего считал воздух. Все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения или разрежения.
Следующая форма материализма – метафизический (механистический) материализм. Он появляется после открытия законов механики в начале 18 века. Законы механики очень точно описывают физические взаимодействия, механическое движение.
Представление о механической обусловленности явлений особенно упрочилось под мощным влиянием открытий Исаака Ньютона, в воззрениях которого механическая причинность получила глубокое математическое обоснование.
Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ Фреэнсис Бэкон (1561 — 1626). Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание – сила». Он развил новое понимание задач науки – определение естественной причинности.
Французский математик и философ Ренэ Декарт (1596 — 1950), в отличие от Бэкона поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой проверке данных интеллекта. Воззрения Декарта на природу носили в основном механический характер: Вселенная – это огромный механизм, она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существованию и развитию дает Бог, но впоследствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Декарт установил два принципа для научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать как механическое, явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания. Метод научного познания Декарта называется аналитическим или рационалистическим.
Учение Декарта развил нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632 — 1677), противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции. Бог отождествляется Спинозой с природой в единую субстанцию. Необходимость причин и следствий, проистекающих из внутренних законов единой субстанции, — единственный принцип мирового порядка. Единственная субстанция обладает двумя познаваемыми атрибутами, т.е. неотъемлемыми свойствами, — протяжением и мышлением.
Развитие материализма в XIX веке проходило в направлении обогащения его диалектикой, которая достигла на почве идеализма наивысшего развития в философии Гегеля. Встала задача слияния диалектики с материализмом путём её материалистической переработки. Этот процесс был начат, но не доведён до конца представителями русского материализма XIX века. Продолжая материалистическую традицию В. Ломоносова и А. Н. Радищева, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский сделали попытку соединить диалектику Гегеля с материализмом. В Германии Фейербах произвёл революцию, когда он отбросил абсолютную идею Гегеля, игравшую в гегелевской системе роль творца всего сущего, и вернулся снова к материализму. Но вместе с абсолютным идеализмом он отбросил и диалектику. Для всего домарксистского материализма характерно непонимание или неспособность добиться единства диалектики, логики и теории познания. У русских революционных демократов (вплоть до Чернышевского и его школы) единство материализма и диалектики не было достигнуто именно в области логики и теории познания, хотя они и приближались к нему.
Задачу соединения материализма с диалектикой впервые решили
К. Маркс и Ф. Энгельс. Теоретическими источниками диалектического материализма служили гегелевская диалектика и материализм Фейербаха, а через него и французский материализм XVIII века. Подход к явлениям природы, методы изучения и познания явлений природы являлись диалектическими, а истолкование и понимание явлений природы, теория – материалистической.
Диалектика происходит от греческого слова «диалего», что значит вести беседу, вести полемику. Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины. Этот диалектический способ мышления, распространенный впоследствии на явления природы, превратился в диалектический метод познания природы, который рассматривал явления природы, как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы – как результат взаимодействия противоположных сил в природе.
Марксистский диалектический метод характеризуется следующими основными чертами:
1. В противоположность метафизике диалектика рассматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга, – а как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.
Поэтому диалектический метод считает, что ни одно явление в природе не может быть понято, если взять его в изолированном виде, вне связи с окружающими явлениями, ибо любое явление в любой области природы может быть превращено в бессмыслицу, если его рассматривать вне связи с окружающими условиями, в отрыве от них, и, наоборот, любое явление может быть понято и обосновано, если оно рассматривается в его неразрывной связи с окружающими явлениями, в его обусловленности от окружающих его явлений.
2. В противоположность метафизике диалектика рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век.
Поэтому диалектический метод требует, чтобы явления рассматривались не только с точки зрения их взаимной связи и обусловленности, но и с точки зрения их движения, их изменения, их развития, с точки зрения их возникновения и отмирания.
Для диалектического метода важно, прежде всего, не то, что кажется в данный момент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает и развивается, если даже выглядит оно в данный момент непрочным, ибо для него неодолимо только то, что возникает и развивается.
3. В противовес метафизике диалектика рассматривает процесс развития не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям, – а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений.
Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития следует понимать не как движение по кругу, не как простое повторение пройденного, а как движение поступательное, как движение по восходящей линии, как переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, как развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.
4. В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо все они имеют свою отрицательную и положительную сторону, свое прошлое и будущее, свое отживающее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся, составляет внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные.
3. Идеализм и его формы
Идеализм (франц. idéalisme, от греч. idéa — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 века. В1702 г. немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в1749 г. французский материалист Д. Дидро назвал идеализм «…самой абсурдной из всех систем».
Философский термин «идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле «идеализм» также и в этической области обозначает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философии материализма.
При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы: идеализм объективный и субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.
С исторической предшественницей объективного идеализм мы встречаемся уже в религиозно-художественных образах древнеиндийских Упанишад (материальный мир — покрывало Майи, за которым скрывается истинная реальность божественного первоначала, Брахмана). В концептуальной форме объективный идеализм получил первое законченное выражение в философии Платона. В средневековой философии его представлял схоластический реализм, в новое время его крупнейшие представители — Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма.
Наличием двух главных форм идеализм не исчерпывает многообразия различных версий идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология, плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).
Поскольку идеалистическое или материалистическое решение основного вопроса философии являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистическое решение, что подтверждается историей науки, рассматриваемой под этим углом зрения, а также развитием общественной практики. Чем же объясняется в таком случае долговечность идеализм, его сохранение в общественном сознании на протяжении тысячелетий? Это обстоятельство имеет свои глубокие корни: гносеологические и социальные. Историческими истоками идеализма являются присущие мышлению первобытного человека анимизм и антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологическим истоком идеализма становится сама способность абстрактного мышления. Возможность идеализма дана уже в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования — необходимые моменты прогресса теоретического мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт за собой гипостазирование отвлечённых мышлением свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования.
Сознание, мышление, величина, форма, добро, красота, мыслимые вне и независимо от материальных предметов и существ, которые ими обладают, равно как и растение «вообще» или человек «вообще», принимаемые за сущности, или идеи, воплощаемые в вещах, — таков тот ложный ход абстрактного мышления, который ведет к идеализму «Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота вот гносеологические корни идеализма». Эти гносеологические корни идеализма закрепляются в силу определённых социальных факторов, берущих начало в отделении умственного труда от физического, при котором «…сознание в состоянии эмансипироваться от мира…». С формированием рабовладельческого общества идеализм становится естественноисторической формой сознания для господствующих классов, поскольку умственный труд был первоначально их привилегией.
По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела, идеализм возник как концептуальное, понятийное выражение религиозного миросозерцания и в последующие эпохи служил, как правило, философским оправданием и обоснованием религиозной веры.
Многовековая история идеализма весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Основные формы идеализма, получившие дальнейшее развитие в последующей истории философии, возникли уже в Древней Греции. Своего наивысшего расцвета философский идеализм достиг в немецкой классической философии (конец 18 — 1-я половина 19 в.в.), обосновавшей и развившей новую историческую форму рационализма — идеалистическую диалектику. С переходом капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими течениями являются: неопозитивизм преимущественно в англосаксонских странах), экзистенциализм (в континентальных западноевропейских странах), феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм (в католических странах).
Современные философы-идеалисты редко признают свою принадлежность к идеалистическому лагерю. Господствующая в современной идеалистической философии классификация философских учений чаще всего основывается не на противопоставлении материализма — идеализму, а на противопоставлении идеализма — реализму. Так неотомисты, называя своё учение «реализмом», отличают его и от материализма, и от субъективного идеализма.
Другие идеалистические течения претендуют на преодоление обоих противоборствующих направлений при помощи разного рода двусмысленных терминов («нейтральный монизм», «элементы» и др.). На деле подобные истолкования носят по существу дезориентирующий характер, и все ведущие течения современной буржуазной философии являются фактически различными видами идеализма.
Заключение
Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии. С точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности. Изучение философии — это школа, которая позволяет воспитывать культуру разумного мышления — умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности, а значит — видеть ее в изменении и развитии. Разумное мышление — это мышление основательное, строгое, дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою правоту и вместе с тем мышление острое, свободное и творческое.
Следует, однако, иметь в виду, что культура разумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Тот, кто механически зазубрил, скажем, законы диалектики и сопровождающие их примеры, не только не овладел этой культурой, но даже и не приблизился к ней.
В критические, переломные моменты своей истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, с тем, чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок. И в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде, сокровища этого опыта выражает именно философия.
Дело заключается также в одной характерной особенности тех проблем, которые больше всего интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть «вечными».
Представителей разных профессий философия может волновать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное — необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в фокус внимания попадают философские вопросы физики, математики, технического знания, биологической науки, медицины, педагогики, художественного творчества и многие другие. Такие вопросы встают перед специалистами и настойчиво требуют своего изучения. Они очень важны, но все же, составляют лишь часть обширного ноля философских проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику, волнующую нас уже не просто как специалистов, а как граждан. А это ничуть не менее важно, чем первое.
Список литературы
- Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений, 2 том. / Под ред. Фролова И.Т.- М., 2009.
- Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. – М., 2009.
- Новая философская энциклопедия. 1-4 т. — М.: Мысль. 2008.
- Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., 2007.
- Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2009.
- Философский энциклопедический словарь. – М., 2008.