Введение
1. Методы сбора социологической информации
2. Количественные методы сбора социологической информации
3. Качественные методы сбора социологической информации
4. Сравнительный анализ количественных и качественных методов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.
Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа:
1. подготовку исследования;
2. сбор первичной социологической информации;
3. подготовку собранной информации к обработке и ее обработку;
4. анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.
Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.
Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а, следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.
1. Методы сбора социологической информации
Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.
В качестве инструмента теоретического исследования в социологии, как и в философии, используется рефлексия — процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.
Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории, идеи различных ученых, которые синтезируются с собственными научными воззрениями исследователя при помощи различных логических схем, на основе той или иной теоретической парадигмы. В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно-функциональный, синергетический, методы логической интерпретации, моделирования и ряд других.
Особую группу методов, широко применяющихся в социологических исследованиях, составляют методы математической статистики. Они позволяют осуществлять анализ и интерпретацию первичной социологической информации, а также верифицировать уже полученные данные.
Наряду с теоретическими методами, социология использует методы эмпирические. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.
Эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Некоторые методы имеют свои разновидности как в количественном, так и в качественном подходе.
2. Количественные методы сбора социологической информации
К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь:
- опросные методы;
- анализ документов;
- наблюдение;
- социологический эксперимент.
Термин «количественный подход» в социологическом исследовании подчеркивает специфику его формы, прежде всего, математической формы представления знания. Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах. В фокусе количественных исследований – общественные структуры, как надындивидуальные объективные образования, детерминирующие жизнь людей. В качестве объекта социологического анализа здесь выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.
Всплеск интереса к количественной методологии отмечен в 20-е г.г. XX века. Он был связан с проведением так называемых «соломенных опросов» - опросов аудитории газет и журналов, которые приобрели в США огромную популярность. Только в ходе президентских выборов1928 г. было проведено 85 «соломенных опросов». Хотя в центре внимания находились выборы, собирались сведения о самых разных сторонах жизни американцев. Еще во время первой мировой войны была поднята проблема об участии США в боевых действиях. Конгрессмен Э. Лэндин разослал своим избирателям 54 тыс. бюллетеней и, получив 8800 ответов, установил, что 90% — против вступления страны в войну. Впоследствии появились невиданные вопросы: «Живете ли вы лучше или хуже, чем в прошлом году?», «Простужались ли вы зимой?», «Каковы причины того, что многие супруги не заводят детей?».
Одна из основных задач количественного социологического исследования — в сочетании с теоретическим анализом — состоит в определении причин и следствий. Ученые отдают много времени попыткам выявить, каким образом одно явление соотносится и взаимосвязано с другим явлением. Для этого они пользуются переменными. Переменная - признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возраст, доход, профессия, статус и т.д.). Независимая переменная - та, которая оказывает влияние на остальные переменные; переменная, на которую оказывается воздействие, является зависимой. Например, если нас интересует влияние дохода на стиль жизни, то доход становится независимой переменной.
То, что две переменные изменяются сообща, еще вовсе не свидетельствует о наличии между ними причинно-следственной связи. В США, например, количество заключаемых браков снижается до минимальной цифры в январе, — в том месяце, на который приходится наибольшая смертность среди населения. Из этого вряд ли следует, что люди умирают, потому что им не удается вступить в брак (или не женятся, потому что умирают). В действительности все зависит от плохой январской погоды на территории большей части страны (и, может быть, от послепраздничной хандры), — именно в этом причина и малого числа браков, и высокого числа смертей. Справедливо и обратное: в более теплые и солнечные летние месяцы отмечаются наивысшая частота браков и наименьшая смертность. Поэтому исследователи должны посмотреть вглубь, чтобы найти концы причин и следствий.
Количественные социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.
Цель фундаментального исследования - развитие и совершенствование самой науки, т.е. получение нового научного знания, а цель прикладного исследования - решение конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное — выработать конкретные способы преобразования социальной ситуации. Получаемые в ходе фундаментального исследования знания об обществе имеют чисто научный, или академический, интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер.
Результаты фундаментальных исследований адресованы научному сообществу, а прикладных – конкретному заказчику, который с их помощью предполагает решить конкретную проблему. Прикладные исследования проводятся по запросам руководства и касаются проблем, требующих последовательных, часто долгосрочных управленческих воздействий. Следует подчеркнуть, что фундаментальное исследование может быть как теоретическим, так и эмпирическим. Прикладное социологическое исследование, как правило, бывает эмпирическим.
3. Качественные методы сбора социологической информации
Ко второй группе методов получения социологической информации относятся качественные методы исследования. Объектом социологического анализа здесь выступают индивиды как исполнители социальных ролей. Основная цель качественных методов – изучение социальных явлений и процессов с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности. Социолог-исследователь здесь должен непременно «погрузиться» в мир личностных смыслов изучаемых людей, понять мотивы и цели их поступков, их объяснения происходящего, чтобы затем конструировать теорию. Теоретической основой этих методов являются воззрения М. Вебера и его «понимающей» социологии. К числу качественных методов (типов, стратегий) социологического исследования относят:
- «кейс-стади» (исследование случая);
- исследования этнографического типа;
- «устная история» (oral history);
- «grounded theory» (обоснованная теория, или восхождение к теории);
- «история жизни» (life story).
Самое фундаментальное исследование в истории качественного метода — классическое исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Центральный теоретический вопрос исследования: почему определенная социальная ценность (жизнь в Америке) произвела именно такое воздействие на одних субъектов и не привела к такому же результату в своем влиянии на других субъектов? В течение ряда лет ученые собирали личные документы поляков (764 письма) и провели серию глубинных интервью. Только одно интервью с главным персонажем, Владеком, составляло 300 страниц. Проанализировали также газетные материалы о польских крестьянах, польские архивы и множество документов из американских социальных агентств по миграции.
4. Сравнительный анализ количественных и качественных методов
Количественные методы - это методы, применяемые в социологическом исследовании с целью проверки заранее выдвинутых гипотез с использованием формализованных методов и измерительных процедур.
Качественные методы - это методы, применяемые в социологии для глубокого понимания и объяснения социальных явлений, где объектом изучения являются люди в конкретных жизненных ситуациях при повседневном взаимодействии.
Сопоставление количественных и качественных методов:
1. Предназначение:
Количественные: макросоциологическое исследование.
Качественные: микросоциологическое исследование.
2. Цель применения:
Количественные: объяснение причин изучаемого явления.
Качественные: понимание изучаемого явления.
3. Исследовательские задачи:
Количественные:
- изменение параметров явления;
- установление взаимосвязи между этими параметрами.
Качественные:
- выявление общей картины явления;
- интерпретация явления.
4. Позиция исследователя:
Количественные: сторонний наблюдатель.
Качественные: сочувствующий участник.
5. Центр внимания исследования:
Количественные: социальные структуры и институты, общие социальные процессы, объективные факторы.
Качественные: в центре внимания является сам человек, особенные частные процессы и субъективные факторы.
6. Гипотезы формируются:
Количественные: заранее есть.
Качественные: по мере овладения данными.
7. Логика анализа:
Количественные: дедуктивная.
Качественная: индукция.
8. Данные исследования представлены в виде:
Количественные: статистических показателей и индексов.
Качественные: различных высказываний, документов, дискуссий.
9. Стиль исследования:
Количественные: жесткий холодный.
Качественные: мягкий теплый.
Более подробный сравнительный анализ количественных и качественных методов представлен в таблице 1.
Таблица 1
Методологические различия количественного и качественного подходов
Количественный подход |
Качественный подход |
Теоретико-методологическая база |
|
Реализм. Достоверное, объективное знание. Описание логических связей между отдельными параметрами. | Феноменология. Релятивизм. Описание общей картины события или явления. |
Фокус анализа |
|
Общее, генеральное, макроанализ. Классификация путем отождествления событий, случаев. В центре внимания структуры; внешнее, объективное. | Особенное, частное, микроанализ. Описание событий, случаев. В центре внимания человек; внутреннее, субъективное. |
Единицы анализа |
|
Факты, события. | Субъективные значения, чувства. |
Исследовательские цели, задачи |
|
Дать причинное объяснение.
Измерить взаимосвязи. |
Интерпретировать, понять наблюдаемое, концептуализировать. |
Стиль |
|
Жесткий, холодный. Систематизация. | Мягкий, теплый. Воображение, представление о… |
Валидность (надежность) |
|
Достоверное повторение установленных связей. | Реальное насыщение информации |
Логика анализа |
|
Дедуктивная: от абстракций — к фактам путем операционализации понятий. | Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т. д. — к концепциям. |
Между двумя группами методов нет непреодолимых границ. Некоторые методы эмпирического социологического исследования используются как в количественных, так и в качественных подходах. К числу таких методов относятся:
- интервью, которое бывает формализованным (количественным) и свободным, или углубленным (качественным);
- наблюдение, подразделяется на невключенное структурированное (количественное) и включенное бесструктурное (качественное);
- анализ документов, количественными разновидностями которого являются статистический, информативно-целевой и контент-анализ; качественными разновидностями – углубленный (стилистический) и метод изучения человеческих документов.
В некоторых исследованиях ученые прибегают к параллельному, либо к последовательному использованию качественного и количественного подходов.
Заключение
Таким образом, проведение социологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, способных к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.
Надо предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению возникающих вопросов. Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями.
Подводя итоги данной работы можно сказать, что каждый из рассмотренных методов получения первичной информации имеет свои достоинства и недостатки. И использование того или иного метода зависит, прежде всего, от специфических особенностей объекта исследования.
Таким образом, можно сказать, что каждый социолог, перед тем как начать сбор первичной информации, должен, во-первых, определится с объектом исследования, во-вторых, с его целями и задачами, в-третьих, знать особенности психологии людей (невербального поведения).
Список использованной литературы
- Зборовский, Г. Е. Общая социология: Учебник. — М.: Гардарики, 2004.
- Кравченко, А. И. Социология. Учебник. — М., 2001.
- Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.