ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие и содержание интеграции
ГЛАВА 2. Интеграция России в мировое хозяйство
ГЛАВА 3. Интеграция экономики Республики Татарстан
в мирохозяйственные связи
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В конце XX века наука и технический прогресс достигли таких высот, благодаря которым человечество планеты объединилось в единое целое, и сегодня вопросы жизнедеятельности человека стали рассматриваться в планетарном аспекте.
В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции.
С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и
С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.
Целью данной работы является определение места России и Республики Татарстан в мировом хозяйстве, и рассмотрение проблем интеграции экономики России и Татарстана в мировое хозяйство.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕГРАЦИИ
Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.
На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.
Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные, хозяйственные комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами давления.
Самая простая форма экономической интеграции — зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и, прежде всего, таможенные пошлины.
Другая форма — таможенный союз предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем, чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов. Таможенный союз дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.
Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.
Но высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.
Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.
Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (фирмам) более широкий доступ к разного рода ресурсам (финансовым, материальным, трудовым), к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.
Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.
В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий развития отдельных наиболее отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие систем здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.
Однако взаимодействие национальных хозяйств развивается с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах. Поэтому необходимо рассмотреть объективные факторы, обусловливающие этот процесс.
Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:
1) глобализация хозяйственной жизни;
2) углубление международного разделения труда;
3) общемировая по своему характеру научно-техническая революция;
4) повышение открытости национальных экономик.
Все эти факторы взаимообусловлены.
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
В современной России выработана стратегия внешнеэкономической деятельности. Она направлена на:
1) восстановление и развитие экспортного потенциала России и улучшение структуры экспорта;
2) рационализацию импорта;
3) повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке;
4) преодоление неплатёжеспособности страны;
5) улучшение положения России в системе международного разделения труда;
6) расширение рынков сбыта российской продукции;
7) достижение устойчивого экономического роста и повышение благосостояния населения.
Осуществление перечисленных целей внешнеэкономической деятельности России затруднено рядом неблагоприятных факторов:
1) неконкурентоспособностью продукции большей части отраслей народного хозяйства;
2) противодействием развитых стран Запада выходу на мировой рынок российских фирм с наукоемкой продукцией, способной составить конкуренцию зарубежным монополиям;
3) огромным внешним долгом;
4) неразвитостью финансовой, технической, информационной инфраструктуры ВЭА;
5) неурегулированностью торгово-экономических отношений с государствами СНГ, которые не включены в общий режим регулирования ВЭД;
6) неразвитостью валютного контроля и отсутствием иммиграционной политики, что весьма затрудняет борьбу с контрабандным вывозом капитала и «утечкой умов»;
7) отсутствием таможенной границы, что наносит существенный ущерб национальным интересам России;
8) дезинтеграцией экономического пространства России.
Ряд регионов добились существенных льгот и особых прав в области регулирования ВЭД, что привело к большим потерям федерального бюджета и ослаблению контроля за внешней торговлей. В последнее время предпринят ряд практических мер по реализации вышеназванной стратегии ВЭД России. К ним относятся:
1) переход к новой системе регулирования ВЭД, обеспечивающей благоприятные условия для экспорта продукции с высокой степенью переработки;
2) ограничение экспорта товаров, имеющих стратегическое значение;
3) широкая либерализация ВЭД, отмена многих административных ограничений выхода предприятий на внешний рынок; увеличение доли валютной выручки, оставляемой экспортерами;
4) понижение курса продажи части валютной выручки в республиканский валютный резерв;
5) постепенный демонтаж количественных ограничений и переход в основном к экономическим методам регулирования экспорта;
6) трансформирование старого механизма квотирования экспорта (некоторые сырьевые товары) в распределении квот посредством их конкурентной продажи.
Эти практические меры уже частично осуществлены.
Дальнейшее формирование механизма реализации стратегии ВЭД предусматривает осуществление следующих изменений:
1) последовательное демонтирование системы административной организации внешней торговли. Оно включает: сокращение перечня товаров, экспорт которых квотируется, и перенес основной тяжести регулирования экспорта на экономические методы; расширения конкурсной продажи квот, переход от практики административного наполнения иностранных кредитов к их конкурсному распределению среди импортеров; продажа централизованно импортируемых товаров. Эти меры позволяют направить доходы от привлечения иностранных кредитов на финансирование реконструкции народного хозяйства и развитие экспортоориентированных производств, что обеспечивало бы своевременный возврат привлекаемых кредитов;
2) ликвидация множественности курсов рубля. Это позволит перейти к рыночным методам регулирования внешнеторговых операций посредством субсидий, дотаций, налогов и пошлин, резко снизить возможности коррупции и бюрократических злоупотреблений при наполнении централизованного импорта;
3) сближение структуры внутренних и мировых цен, управление процессом открытия российской экономики методами тарифного регулирования. На последние методы ложится основная степень регулирования ВЭД с целью защиты внутреннего рынка от влияний мировой конъюнктуры в переходный период, в том числе для обеспечения постепенности перехода к мировым ценам на энергоносители и сырье во внутренней торговле. По мере повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности ставки экспортного тарифа будут снижаться. Одновременно будет возрастать роль импортного тарифа, который в перспективе станет основным инструментом защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;
4) переход к конвертируемости рубля и привлечение иностранных инвестиций. Сближение структуры внутренних и мировых цен будет содействовать стабилизации рубля и создаст предпосылки для перехода к обязательной продаже за рубли всей валютной выручки предприятий по рыночному курсу и введения конвертируемости рубля по текущим операциям. Это имеет особое значение для привлечения прямых иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы заинтересованы не в льготах, а в стабильности экономического и валютно-финансового положения и отсутствии дискриминации;
5) выравнивание условий хозяйственной деятельности. Развитие экспортного потенциала невозможно без упразднения льгот и особых условий, предоставленных отдельным регионам, без создания для предприятий всех регионов равных экономических условий деятельности как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Исключением из этого могут оставаться свободные экономические зоны, но при условии получения статуса экономической экстерриториальности;
6) стимулирование экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции. Главное внимание будет уделяться стимулированию экспорта товаров с высокой степенью переработки и обеспечению условий капитализации доходов от экспорта в расширение их производства. Будут также осуществляться мероприятия по наращиванию экспорта традиционно вывозимого сырья за счет внедрения прогрессивных технологий его добычи и капитализации доходов от экспорта;
7) наращивание экспортного потенциала конвертируемых производств оборонной промышленности. Использование ее потенциала для потребностей мирового рынка предполагает проведение активной внешней политики.
Необходимо устранить дискриминационные барьеры, действующие против российских экспортеров высокотехнологичной продукции на мировом рынке. Тем самым будут защищены экономические интересы России.
С этих стратегических позиций и целей ВЭД Россия будет присоединяться к различным интеграционным сообществам и их режимам экспортно-импортного контроля. В результате будут соблюдены взаимные интересы и обеспечен контроль над распространением технологий, в том числе военного и двойного назначения. Расширение рынков сбыта российской продукции предполагает пересмотр приоритетов во внешней политике России.
Стратегией развития ВЭД предусматривается:
1) резкое расширение экономической и научно-технической кооперации с быстро развивающимися странами Юго-Восточной Азии, Индией, Китаем, Японией, Кореей, странами Латинской Америки и Ближнего Востока. На рынках этих стран имеется много возможностей наращивания российского экспорта, особенно наукоемкой продукции, развития взаимовыгодных форм сотрудничества;
2) восстановление утерянных рынков в странах Восточной Европы (постсоциалистических странах);
3) расширение связей с западноевропейскими странами;
4) развитие рынка СНГ, сохранение взаимовыгодных межреспубликанских хозяйственных связей.
Реализация проводимой стратегии ВЭД позволит добиться восстановления положения России как могущественной и богатой державы, выгодно участвующей в международном разделении труда и кооперации производства, определяющей наряду с другими развитыми странами, глобальное экономическое развитие.
В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями. В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти.
Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях:
1) обеспечения национальной безопасности РФ;
2) выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
3) защиты внутреннего рынка РФ.
В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля. Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах.
Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования — постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.
ГЛАВА 3. ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
Становление рыночных отношений в России способствует формированию более открытой хозяйственной системы, интеграции экономики в мирохозяйственные связи. Мировой опыт свидетельствует о том, что экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон. Таковыми являются: во-первых, более широкий доступ к разного рода ресурсам, новейшей технологии; во-вторых, растущая ёмкость рынка интеграционной группировки; в-третьих более надёжная защита от конкуренции со стороны фирм третьих стран; в-четвёртых, дополнительные возможности решения наиболее острых проблем и т.д. При этом надо иметь в виду и то, что при всём различии современного взлёта таких стран, как Япония, Бразилия, Южная Корея, Тайвань и другие, прослеживаются общие закономерности. В основе их поразительных успехов лежит совокупность внутренних и внешних факторов. Однако бурный рост внешнеэкономических связей не был логическим результатом внутреннего развития. Скорее наоборот, форсированное развитие внешних связей стало катализатором роста внутренней экономики и способствовало созданию рыночных механизмов, обеспечивающих динамизм и устойчивость экономического роста.
Татарстан, основываясь на договоре с РФ “О разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ” и соответствующих межправительственных соглашениях, а также располагая значительным промышленным, финансовым и кадровым потенциалом, имея хорошие внутренние и внешние коммуникации и относительно дешёвые факторы производства, ведёт активную работу по интеграции своей экономики в мирохозяйственные связи. Все это осуществляется сегодня по следующим приоритетным направлениям:
- расширение международных контактов, подготовка межправительственных соглашений (их сейчас 50). Работа с международными организациями;
- аналитическая и практическая проработка перспективных вопросов развития внешнеэкономической деятельности, проблема страхования инвестиционных и коммерческих рисков, обеспечение финансовых гарантий, создание свободных (оффшорных ) зон;
- тарифное, нетарифное и валютное регулирование;
- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей осуществление эффективного, взаимовыгодного внешнеэкономического обмена, привлечение иностранных инвестиций в республики;
- работа с предприятиями и внешнеторговыми фирмами.
Реализация данных направлений позволит республике существенно повысить степень открытости национальной экономики. В то же время Татарстану сегодня важно значительно усилить работу по выявлению тех секторов международного рынка, проникновение на которые потребует наименьших затрат и даст максимальную отдачу в краткосрочном периоде.
Самостоятельность в международной деятельности позволяет Татарстану, в определённой мере, смягчить просчёты федерального масштаба, использовать более эффективные формы интеграции в мировой системе, активнее развивать прямое двухстороннее и многостороннее сотрудничество с зарубежными партнёрами. Этому способствует и то, что за прошедшие годы в РТ создана определённая законодательная и административно-правовая база внешнеторговой и инвестиционной деятельности, разработана система мер содействия и стимулирования притока инвестиций.
В республике сейчас активно формируется самостоятельная инновационная политика. Принят пакет правовых актов, направленный на стимулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику. В него входят законы: “Об иностранных инвестициях”, “О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранных инвесторов”, “О внешнеторговой деятельности”, “Об инвестиционной деятельности в РТ”, “О свободной экономической зоне Алабуга” и др.
Всё это оказывает положительное влияние на развитие интеграционных процессов РТ. Об этом говорит следующий факт: почти 90 стран мира сегодня являются партнёрами нашей республики. Наиболее значимыми в решении проблем международной интеграции для Татарстана являются соглашения с Германией, Финляндией, Турцией, Болгарией, Украиной, Белоруссией.
В частности, необходимо более активное формирование рациональной структуры экспорта путём создания соответствующей системы развития экспортоориентированных производств, привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов за счёт постепенной и последовательной либерализации инвестиционного режима, оптимизации объёма и структуры импорта, поэтапное снижение государственных импортных закупок в общей структуре импорта.
В настоящее время структура экспорта республики нерациональна. Предстоит нелёгкая задача постепенного изменения экспорта в пользу продукции машиностроения и нефтепереработки. Республика для этого располагает определённым промышленным потенциалом. Либерализация экспорта поощряет татарстанские компании активно перенимать опыт более развитых стран в области управления, маркетинга, производственных технологий разработки продукции и т. д.
Чтобы интегрироваться в мирохозяйственные связи, республике необходимо решить и такую важнейшую проблему как кризис тотальной неконкурентноспособности продукции. До сих пор пока не удавалось нейтрализовать факторы, препятствующие устойчивому и стабильному повышению экономической активности, продолжается сокращение инвестиций.
Причин сложившегося положения немало. Однако, пожалуй, главная из них состоит в том, что в условиях структурных переходов экономики многие отрасли оказались просто неспособными снизить издержки производства и вписаться в спросовые ограничения, особенно в условиях столь резко растущей конкуренции.
Опыт многих стран показывает, что для разрешения проблемы тотальной неконкурентноспособности продукции требуется не несколько лет, а несколько десятилетий. Чтобы интегрироваться в мирохозяйственные связи и сформировать экономически обоснованные торговые отношения с зарубежными странами, Татарстану необходимо как можно в более короткие сроки осуществить сброс старых технологий, избавиться от значительной части промышленного потенциала, который, как оказывается, либо вообще не нужен республике, либо не жизнеспособен в условиях рыночной экономики. По экспертным оценкам речь идёт о необходимости закрытия или радикальной модернизации от одной трети до двух третей производственных мощностей. В настоящее время в машиностроении, например, одна четверть всего технологического оборудования имеет возраст более двадцати лет. Износ производственных фондов в промышленности приближается к шестидесяти процентам, то есть к порогу, за которым начинается распад производственного потенциала, возникает угроза разрушения производительных сил республики.
В то же время, ресурсов для непосредственной поддержки инвестиций в республике нет. Поэтому спрос внутри региона на экспортируемую продукцию очень незначительный и доступ на внешний рынок обеспечивается в основном иностранными фирмами. В этих условиях экономика республики остаётся весьма чувствительной к мировым экономическим кризисам, изменению валютных курсов, которые приводят к колебаниям спроса и относительных цен.
В регионе пока не сформировался автоматический рыночный механизм перелива капитала из одних отраслей в другие и не известно когда он появится. Поэтому республике крайне важно иметь научно обоснованную целенаправленную индустриальную политику. Она должна как бы сочетать в себе, с одной стороны, план — график “выбраковки” обречённых предприятий, а с другой — продуманный выбор государственных приоритетов для поддержания перспективных производств, в первую очередь, высокотехнологичных и наукоёмких отраслей. Именно последние могут иметь какие-то шансы выхода на мировой рынок.
Необходима и разработка программы привлечения иностранных инвестиций в республику.
Анализ показывает, что причинами низкой активности зарубежных инвесторов являются:
- нестабильность политической и экономической ситуации в России;
- отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленность подзаконных актов;
- неразвитость институтов частной собственности, неурегулированность имущественных, земельных и залоговых отношений;
- отсутствие развитой финансовой инфраструктуры, способной принимать, эффективно обслуживать и выступать гарантом поступающих зарубежных инвестиций;
- ограниченность внутренних финансовых источников, не позволяющая республике широко использовать и предоставлять инвесторам правительственные финансовые гарантии, выступать непосредственным партнёром иностранных инвесторов;
- разрозненность действий различных государственных органов исполнительной власти республики, которые отвечают за регулирование и развитие инвестиционного процесса.
Весьма негативным фактором, влияющим на инвестиционный климат, является коррупция и криминализация коммерческой деятельности, которые поразили многие звенья внешнеэкономических связей России и Татарстана.
Одну часть из вышеназванных причин можно устранить лишь на федеральном уровне, а вторую — на региональном. В частности, в республике необходимо, во-первых, разработать концепцию страхования инвестиционных рисков; во-вторых, подготовить проект многоступенчатой системы государственных гарантий инвестиций, что включает в себя определение принципов, экономических механизмов, процедур и форм предоставления правительственных финансовых имущественных гарантий иностранным инвесторам; в-третьих, создать государственный залоговый фонд РТ; в-четвертых, принять меры по созданию, с участием ведущих банков РТ, западных банков и финансовых групп экспортно-импортного банка РТ в форме крупной банковской корпорации. Требует дальнейшего развития и система коммерческой информации о рынке капиталов в Татарстане, конкретных предприятиях и инвестиционных проектах.
В целях активизации процесса интеграции экономики Татарстана в мирохозяйственные связи крайне важно совместно с РФ решить такие вопросы как:
а) разделение по уровням ведения таможенных пошлин;
б) законодательное регулирование процедуры осуществления международных связей субъектами федерации.
В сложившейся политической ситуации оправданными являются принципиальные, согласованные РФ с регионами стратегические и тактические действия, исключающие возможность односторонних действий в ущерб закреплённым в документах принципам.
К сожалению, центр не всегда выполняет свои обязательства перед регионами. Затягивается разработка нормативной базы о федеральном развитии внешнеэкономической деятельности. До сих пор не разработана программа внешнеэкономической деятельности депрессивных регионов РФ. Всё это оказывает негативное влияние на процесс интеграции регионов России в мирохозяйственные связи и требует дальнейшего совершенствования федеральных отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Россия и международные режимы безопасности / Отв. ред. А.Д. Богатуров. — М.: МОНФ, 1998.
- Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России / под ред. М.М. Зарогулько. — М.:Логос, 1997.
- Шишкин А.Ф. Экономическая теория. — М.: ВЛАДОС, 1996.
- Экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова. — М.:БЕК, 1997.