Введение
1. Проблема гражданского общества в истории социально-политической мысли
2. Философское учение Гегеля о государстве
3. «Гражданское общество» К. Маркса
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира, и будут определять перспективы развития мирового сообщества.
«Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов».
1. Проблема гражданского общества в истории социально-политической мысли
Само понятие «гражданское общество» появилось в XVII в., в частности, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, а затем получило свое развитие в XVIII в. в работах Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, В. фон Гумбольта и др. Они уже не отождествляли гражданское общество с существующим государством или реальными формами государственного правления. При этом они исходили из теории договорного происхождения государства, в основе которой лежала идея общественного договора. Согласно этой теории, законно то правительство, учредить которое и повиноваться которому все граждане согласились по своей воле.
Сторонники теории договорного происхождения государства отождествляли гражданское общество и государство, если последнее, основанное на общественном договоре, выражает интересы граждан. Но они понимали, что в действительности государство, как правило, подавляет гражданское общество, что, в частности, «абсолютная монархия, которую некоторые считают единственной формой правления в мире, на самом деле несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления».
Значит понятие «гражданское общество», появившееся в XVII в., уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализацию интересов граждан.
Более четко провел различия между государством и гражданским обществом видный представитель немецкого просвещения XVIII в. В. фон Гумбольт. Он пришел к мысли о том, что сама государственная деятельность должна быть подчинена удовлетворению интересов и потребности человека. Несмотря на то, что эта мысль не получила у него развернутого обоснования, сам факт постановки подобной проблемы является чрезвычайно важным в истории изучения гражданского общества.
Гегель предпринял попытку философского осмысления различия между гражданским обществом и государством. Область действия государства, по Гегелю, — общие интересы, а гражданского общества — сфера частных интересов.
Проблема соотношения гражданского общества и государства достаточно широко рассматривалась К. Марксом в работах, относящихся к 40-м и более поздним годам XIX в. К. Маркс пришел к четкому осознанию того, что в исследовании государства необходимо опираться на анализ гражданского общества. Не государство порождает общество, а, наоборот, «в действительности семья и гражданское общество составляют предпосылки государства, именно они являются подлинно деятельными».
По мнению Маркса, гражданское общество, в котором частной собственности принадлежит решающая роль, порождает государство, являющееся результатом исторического развития семьи и гражданского общества, продуктом, их функционирования. Государство представляет собой политическое установление, форму, организующую гражданское общество, общество частных материальных интересов, форму, которая, внешне обнимая его целиком, на самом деле служит интересам собственников, господствующих классов. Государство вообще не может существовать без таких предпосылок, как семья и гражданское общество. Сфера деятельности гражданского общества, по Марксу, — не только экономика, но и культура, идеология и рожденные ими общественные движения.
Исследованию надстроечных явлений гражданского общества уделял большое внимание А. Грамши. Анализируя механизм господства буржуазии в первой половине XX в., он выделил три его составные части, три «общества», следуя его терминологии: экономическое (экономическая основа господства буржуазии — ее владение средствами производства и распределения), политическое и гражданское.
Совокупность тех частей надстройки, которые осуществляют функцию принуждения и прямого господства (военного, полицейского, правового), составляет «политическое общество». Однако в чистом виде, полагал Грамши, такое общество, соответствующее системе «охраны общественного порядка и соблюдения законов», не существует. Оно переплетается с той частью надстройки, которая у него выступает под понятием «гражданское общество». Это совокупность всех тех рычагов и органов в государстве, позволяющая буржуазии осуществлять идейное и нравственное руководство подчиненными классами, т.е. идеологическая надстройка общества.
Из приведенных выше воззрений на гражданское общество можно выделить ряд его основополагающих характерных черт.
Во-первых, развитие гражданского общества связывалось с преодолением жестких рамок сословно-феодального строя, с появлением капиталистических производственных отношений:
Во-вторых, гражданское общество возникает в определенный период общественного развития и связано с исторически преходящими формами государства, является силой, постоянно находящейся с государством в противоречивом, диалектическом единстве.
В-третьих, в рамках гражданского общества неизбежно возрастает значение личности человека, который превращается из подданного в гражданина.
В-четвертых, более сложной и близкой нам по времени является грамшианская трактовка гражданского общества. Правящий буржуазный класс, по его мнению, осуществляет свою гегемонию не только через механизмы власти (политической и экономической), но и через структуры общественного сознания, позволяющие включить гражданское общество в качестве дополнительного рычага давления на индивида. Буржуазные ценности, по Грамши, пропитывают не только институты власти, но и производство, культуру, быт — все «поры» гражданского общества. Перед нами более сложный вариант классической схемы соотношения гражданского общества и государства, связанный с изменением реальных границ между ними в первой половине XX в.
В 80-е годы появилась новая трактовка понятия «гражданское общество», связанное с именами таких европейских политических мыслителей, как В. Гавел, Дж. Кин и др. Эти авторы ввели понятие «социалистическое гражданское общество». Например, английский политолог Дж. Кин предлагает более широкое представление о гражданском обществе, которое не сводится только к проблеме взаимоотношения между ведущими классами в рамках одной формации. Он выходит на еще более общие, общецивилизационные проблемы. В их числе проблема демократизации общества, соотношения свободы и подчинения индивида обществу, становления нового типа свободы — контролируемой и упорядоченной на основе политического разума. А. Арато, А. Уэйр и их единомышленники сегодня исходят из того, что гражданское общество — структура чрезвычайно сложная, фундамент демократической общественной организации.
В отечественной литературе можно встретить несколько подходов к определению гражданского общества. В научной литературе есть мнение, согласно которому прямо или косвенно гражданское общество отождествляется с правовым государством. Сторонники такого подхода полагают, что правовое государство выходит из гражданского общества.
Ближе подходят к раскрытию понятия «гражданское общество» те исследователи, которые включают в его содержание всю совокупность общественных отношений вне рамок государства.
Чем объясняется тот факт, что понятие гражданского общества в наши дни возвращается на страницы достаточно широкой печати? Французский политолог Доминик Кола пишет, что, начиная с 70-х гг. нашего столетия, ни один термин не пользовался большей популярностью, чем «гражданское общество»: перекочевывая из научных публикаций к газетным страницам, он и теперь остается предметом нескончаемых дискуссий». И автор, судя по российской прессе, безусловно, прав.
В отличие от марксистских текстов, в настоящее время данная проблема рассматривается в контексте обеспечения дальнейшего развития активности индивидов в обществе, возможностей расширения и углубления его демократизации и вместе с тем ограничения функций государства и усиления контроля за его деятельностью со стороны общества.
В современной литературе понятие «гражданское общество» трактуется неоднозначно. И все же чаще всего его содержание включает всю совокупность неполитических отношений в обществе, т. е. экономических, социальных, в том числе национальных, духовно-нравственных, религиозных и т. д., составляющих жизненную основу политической системы, государства.
Несмотря на очевидное значение отмеченного аспекта, определение гражданского общества нельзя сводить только к нему. А такое имеет место в публицистических выступлениях, когда утверждается, что будто бы в СССР не было гражданского общества, а существовало только тоталитарное государство. Гражданское общество — объективная реальность. «Это совокупность естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов — призванных обеспечивать удовлетворение их потребностей и интересов». Его не может ни поглотить, ни ликвидировать какой-либо политический режим. Другой вопрос, каков уровень развития данного гражданского общества, какие общественные связи и отношения на том или ином этапе составляют его содержание, насколько реализована или не реализована способность членов общества к творческому труду, самоуправлению, каково отношение между публичной властью и индивидуальной свободой и т.д. Государственная власть может деформировать гражданское общество, сковать процесс функционирования его элементов, свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп. Но не в ее силах ликвидировать материальную и духовную жизнь людей, насильственно упразднить социальные группы, основополагающие формы организации человеческой жизни, духовной культуры, наконец, присущую социальным объектам активность. Утверждать противоположное — значит соглашаться с идеалистической догмой о всесилии политики, государства.
2. Философское учение Гегеля о государстве
Гегель различает гражданское общество и государство. Философ, обобщив и проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и французских философов XVIII в.. последние выводы А. Смита и Д. Ринардо, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в действительности им не является, а образует систему социально-экономических отношений людей, которых Гегель назвал гражданским обществом.
Отношения людей внутри этого общества определяются их материальными интересами (системой потребностей), существующим в обществе разделением труда и различными способами удовлетворения этих потребностей.
Гражданское общество — сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. с точки зрения развития понятия права реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.
Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках которого противоположности разума, в частности, моменты особенности и всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи. Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном государстве, ни при феодализме.
Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.
Три основных момента гражданского общества являются:
- система потребностей;
- отправление правосудия;
- полиция и корпорация.
Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию вездесущего полицейского государства.
Гегель выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия:
1) субстанциональное (землевладельцы — дворяне и крестьяне);
2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
3) всеобщее (чиновники).
Анализ сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено между деятельностью отдельной личности и интересами государства в целом.
Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории философии была сама постановка проблемы о ней.
Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны увеличивается накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и бедственное положение прикрепленного к труду класса.
Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. Гражданское общество в трактовке Гегеля — это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально-экономических и политических сфер гражданского общества и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и соотношений.
Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два вывода:
1) во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с интересами отдельного лица, оно «обладает наивысшим правом в отношении отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом государства».
2) во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в обеспечении и защите собственности и личной свободы отдельного гражданина означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их существования в государстве.
Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы. Гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство.
Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к развитым европейским государствам современной ему исторической эпохи, в которых реализована христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление.
Представление о таком государстве отражают ряд существенных характеристик буржуазной государственности в Англии и Франции. В Германии и в то время были полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно-правовые порядки, иначе говоря, Прусское государство того времени находилось ниже уровня обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея государства была скорее в кантовском, чем в гегелевском, смысле — долженствованием, а не действительностью.
Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:
1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства;
2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право;
3) во всемирной истории.
Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию.
Тремя разными властями, на которые подразделяется политическое государство, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.
Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную армию. Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право — это, по Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование.
Полагая, что государства находятся в отношении друг друга в естественном состоянии, Гегель не отрицает сам принцип международного права и, следовательно, саму возможность правовых, договорных отношений между государствами.
Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, подчеркивает Гегель, может быть решен лишь войной. Вместе с тем, даже в войне как состоянии бесправия и насилия продолжают действовать такие принципы, как взаимное признание государств, преходящий характер войны и возможность мира.
В столкновении различных суверенных воль и через диалектику их соотношения выступает всеобщий мировой дух, обладающий наивысшим правом по отношению к отдельным государствам (духам отдельных народов) и судит их. Гегель характеризирует всемирную историю как всемирный суд.
Всемирная история как прогресс в сознании свободы, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский, которым соответствуют следующие формы государства: восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия.
Таким образом, Гегель восхваляет государство как идею (то есть действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического государства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах.
3. «Гражданское общество» К. Маркса
В своей работе «К критике гегелевской философии права» Маркс подвергает принципиальной критике методологическую основу гегелевского подхода к соотношению государства, гражданского общества и семьи. Отбрасывая гегелевское «идеальное проектирование» как мистификацию, Маркс обращается к реальной истории.
В работах Маркса термин «гражданское общество» употребляется в трех смыслах:
1) для обозначения основы любого исторического развития, его «естественного базиса»;
2) как сословное общество средних веков;
3) как форма организации буржуазного общества, противостоящая политическому государству.
Употребляя первое значение термина «гражданское общество», Маркс осуществлял движение мысли к будущей формулировке материалистического понимания истории в модели общества как общественно-экономической формации. В предисловии к «К критике политической экономии», где он излагает структуру данной модели, Маркс так оценивает свой путь: «Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно как и формы государства не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей ХVIII века, называет «гражданским обществом», и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии». Позднее (в1885 г.) Энгельс, говоря об эволюции своих воззрений, пишет, что Маркс пришел к тем же взглядам, «что вообще не государством обусловливается и определяется гражданское общество, а гражданским обществом обусловливается и определяется государство, что, следовательно, политику и ее историю надо объяснять экономическими отношениями и их развитием, а не наоборот».
В высказываниях такого рода мы видим, во-первых, истоки распространенного в современной литературе увязывания гражданского общества с социальным аспектом жизни общества в целом. Во-вторых, в них прослеживается мысль об экономическом фундаменте гражданского общества: оно является базисом для политической надстройки (если пользоваться терминологией, употребляемой при характеристике общественно-экономической формации) и, в то же время, оно само имеет более глубокий базис.
Во втором смысле Маркс употребляет термин «гражданское общество», прослеживая генезис гражданского общества «как такового», т. е. в третьем смысле данного термина, когда гражданское общество становится синонимом внегосударственной организации буржуазного общества. Этот генезис анализируется в работах «К критике гегелевской философии права» и «К еврейскому вопросу».
В наше время основной интерес представляет, конечно, третий смысл термина «гражданское общество», когда Маркс имеет в виду определенный аспект общества буржуазного. Анализ К. Маркса именно такого гражданского общества осуществляется по следующим направлениям. Во-первых, рассматриваются условия его появления. Во-вторых, указываются его основные черты. И, в-третьих, — последствия и перспективы.
Буржуазная революция разбила гражданское общество в средневековом смысле этого слова «на его простые составные части: с одной стороны на индивидов, с другой — на материальные и духовные элементы, образующие жизненное содержание этих индивидов, их гражданское положение». Изменение экономической ситуации сделало социальный статус индивидов достаточно подвижным, заменило жесткое сословное разделение разделением, в котором явственно обнаружилась его классовая сущность. В этих условиях четко проявилась и классовая сущность государства. Здесь на конкретном историческом уровне сохраняется схема гегелевской концепции гражданского общества: государство выступает как нечто внешнее (не органическое) по отношению к организации индивидов.
Гегелевский подход просматривается и в характеристике сущности такого гражданского общества. Оно трактуется Марксом как мир «потребностей, труда, частных интересов, частного права…»
Но и гражданское общество не обеспечивает подлинной реализации человека. В обществе эгоизма и потребления человек и все, что он производит, превращается «в отчуждаемые предметы купли-продажи, находящиеся в рабской зависимости от эгоистической потребности, от торгашества».
Гражданское общество освобождает человека от пут сословного общества, но свобода предпринимательства, освобождая от личной зависимости, ставит на ее место зависимость вещную. Буржуазная свобода оборачивается всеобщим отчуждением.
Подлинная эмансипация, согласно Марксу, возможна лишь на путях преодоления отчуждения. «Лишь тогда, — утверждает Маркс, — когда действительный индивидуальный человек воспримет в себя абстрактного гражданина государства и, в качестве индивидуального человека, в своей эмпирической жизни, в своем индивидуальном труде, в своих индивидуальных отношениях станет родовым существом; лишь тогда, когда человек познает и организует свои «собственные силы» как общественные силы и потому не станет больше отделять от себя общественную силу в виде политической силы, лишь тогда свершится человеческая эмансипация». Буржуазное общество видится Марксом лишь как необходимая ступень в переходе к подлинно человеческим отношениям, как опосредствующий момент в переходе от грубой личной зависимости к настоящей свободе.
Понятно, что при таком взгляде на историю буржуазное гражданское общество и буржуазное государство оказываются преходящими, подлежащими устранению на новом этапе исторического развития. В ранних работах Маркс еще говорит о демократии как идеальной форме государственного строя: «В демократии не человек существует для закона, а закон существует для человека; законом является здесь человеческое бытие, между тем как в других формах государственного строя человек есть определяемое законом бытие». Позднее, как известно, он рассматривает диктатуру пролетариата (как класса, лишенного собственности и потому наиболее близкого к общечеловеческой «родовой природе») в качестве неизбежного средства для обеспечения последующего отмирания государства и ликвидации гражданского общества, основанного на принципе индивидуалистического потребительства.
Заключение
И Гегеля, и Маркса не удовлетворяло состояние общества как «войны всех против всех», умиряемое лишь внешним воздействием государства.
Гегель шел от идеальной конструкции развития общества как реализации идеи единства единичного и особенного в контексте всеобщего, представленного идеальным государством.
Маркс шел от реальной истории, в основе которой лежит действие экономических законов, но, говоря о будущем, также отталкивался от определенного представления о должном, по сути своей близкому к гегелевскому: единство возобладает над индивидуалистической разобщенностью. Но этот процесс представлялся ему не как реализация идеи, но как реализация экономических тенденций, ведущих к общественной собственности на средства производства и универсализации человека. На этой основе не оставалось места ни для гражданского общества, ни для государства, поскольку и то и другое являются порождением господства частной собственности и классового неравенства.
И Гегель, и Маркс верили, хоть основания этого у них различны, в возможность преодоления отчуждения и «войны всех против всех». В этом смысле оба они были не прагматиками (принимающими наличное бытие как непреложную данность и приспосабливающимися к ней), но романтиками и идеалистами.
Список использованной литературы
- Гегель Г.В.Ф. Философия права. — М., 1990.
- Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия — М.: Изд-во ЭКСМО, 2003.
- Радугин А. А. Философия: Курс лекций — М.: Владос, 1995.
- Спиркин А. Г. Философия: Учебник — М.: Гардарики, 1999.
- Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова.- М.: Норма, 2005.