ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие «этничность»
ГЛАВА 2. Социокультурные ценностные ориентации в полиэтническом обществе
ГЛАВА 3. Ценности и ценностные ориентации, как основные категории формирующие этническую идентификацию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Очень часто и в обыденном общении, и из средств массовой коммуникации, и с политических трибун звучат речи так или иначе затрагивающие тему этничности. Этническая принадлежность или этническая идентификация человека в сегодняшнем открытом и разнообразном мире занимает не последнее место в структуре социальных ценностей.
Проблемы этнической идентификации в современной науке изучены достаточно глубоко. В современной этносоциологии сложилось большое количество взглядов, точек зрения на центральные проблемы данной отрасли социологического знания. Подобная множественность направлений вызвана неоднозначной трактовкой центральных категорий этносоциологии, а также тем, что объекты изучения этносоциологии рассматриваются другими смежными науками (т.к. антропология, этнология и др.). Этносоциология является одной из немногих “отраслевых” дисциплин достаточно сильно дистанцировавшихся от общесоциологических тенденций и направлений1.
Проблемы различных сфер жизни общества непосредственно касающихся этнической идентификации, этнического фактора остро волнуют человечество.
Современный человек живет в постоянно меняющемся мире. Для нормального жизнеобеспечения современного развитого общества необходим постоянный рост: изобретаются и вводятся в производство новые технологии производства всевозможных благ, расширяется ассортимент услуг и товаров на рынке. Рыночная экономика диктует жесткие условия выживания в рыночном пространстве. Исходя из этого, радикально меняется
система ценностей человека эпохи индустриальных держав. Эрнст Геллнер определяет индустриальное общество как “общество постоянного и
_______________
1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество, — М.: Политиздат, 1991, с.48
неуклонного роста”1.
Поскольку в реальности индустриального общества присутствует постоянный и неуклонный рост, постоянное обновление технологий, постольку и сам человек, ради благ которого создавалось это общество, становится подвижным и непостоянным. Основываясь на ценностях эпохи рынка, меняется и ценностное пространство сознания человека. На первый план выступает такая ценность как компетентность, так как меняются способы производства, в которых использованы последние достижения техники, меняется в сторону постоянного роста, и уровень образования, предъявляемый работникам. Человеку необходимо быть по возможности максимально универсальным в подобных условиях. А поскольку экономический и технический прогресс требует пересмотра человеческой деятельности”,- постольку “роли становятся незакрепленными и активными”. Основываясь на этом, появляется проблема кризиса идентичности2.
Индивид, выбирая себе то или иное место в социальном пространстве, тем самым выбирает для себя вполне определенную идентичность. Однако в подобном непостоянном мире, где постоянно меняются положения в социуме, где сегодня наиболее “популярным, престижным, актуальным” является одно положение на социальной лестнице, а завтра совсем другое, индивид не может поручиться в том, что, то положение, которое он занимает сегодня, завтра будет таким же по престижности и прибыльности. В подобных условиях существования индивид выбирает для себя наиболее устойчивую принадлежность, а именно — этническую.
_______________
1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество, с.52
2. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество, с.58
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ЭТНИЧНОСТЬ»
Для определения такого сложного понятия, как этничность, необходимо разобраться в содержании центральных категорий, являющихся во многом определяющими феномен этничности. Необходимо определить содержание категорий этнос и нация.
“Этнос (от греч. Ethnos — народ) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры”1. Таким образом, этнос в данном направлении рассматривается исключительно как историко-биологический феномен, обладающий бессознательной, аффективной привязанностью людей к своему народу.
Что касается категории “нация”, то традиционным для отечественной традиции можно считать взгляд, который представлен в «Энциклопедическом словаре под ред. Осипова Г.В.». В нем нация определяется, как “тип этноса, характерный для развитого классового общества”. Таким образом, различие категорий “этнос” и “нация” носит исключительно лингвистический характер. Разница содержательного аспекта сведена к нулю.
Таким образом, этническое определяется через примордиальное, то есть через то, что предшествует сознанию человека.
Сторонники примордиалистского направления склонны выделять глубокую аффективность природы этноса. Этничность рассматривается как крепкая эмоциональная привязанность индивидов друг к другу.
В примордиалистском подходе выделяются два основных направления: социобиологическое и эволюционно-историческое2.
Социобиологи рассматривают этнос как сообщество индивидов, основанное
_______________
1. Краткий словарь по социологии. — М.: Издательство политической литературы: 1988, с.131
2. Этнология. Учебник для высших учебных заведений. М. 1994, с.83
на биологических закономерностях трансформированных в социальные. Объясняют возникновение этноса, основываясь на эволюционно-генетических идеях. Этнос рассматривается как родственная группа. Представители другого, эволюционно-исторического, направления в примордиалистском подходе склонны рассматривать этнос скорее как социальную, чем биологическую общность. Взаимная привязанность членов этноса, таким образом, достигается социально-историческим контекстом, а не закономерностями биологического развития. “Это реально существующие группы с присущими им чертами – языком, культурой, идентичностью, отличающими их от других групп”.
Примордиализм считается более исторически первичным по сравнению с конструктивизмом. Это направление в этносоциологии доминировало вплоть до 70-х годов ХХ в., до тех пор, пока на свет не появилась книга Эрнста Геллнера “Нации и национализм”, ознаменовавшей своим появлением зарождение нового подхода к рассмотрению этничности – конструктивизма.
Говоря об отечественной традиции примордиализма, необходимо упомянуть о Л.Н. Гумилеве и Ю.В. Бромлее, представлявших собой элиту этнологии в нашей стране. Л.Н. Гумилев – представитель социобиологического направления. Рассматривал этнос, как биологическое сообщество существа вида Homo Sapiens, подобно ареалу обитания животных. Фактически официальным в отечественной этнографии стало представление об этносе, разработанное Ю.В. Бромлеем. Согласно его взглядам этнос – социальная группа, характеризующаяся собственно этническими свойствами (язык, культура, самосознание, скрепленное в самоназвании), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях – территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых. Таким образом, этнос рассматривался как общность, имеющая, прежде всего, социальные характеристики.
В западной традиции наиболее яркой фигурой представляющей примордиалистский подход является Энтони Смит, который определяет этнос, как “общность людей, имеющих имя, разделяющую мифы о предках, имеющую совместную историю и культуру, ассоциированной со специфической территорией, и обладающей чувством солидарности”.
Итак, примордиализм рассматривает этничность как некую объективную данность, как надсубъективную характеристику индивида, обусловленной либо историческим развитием, либо биологической эволюцией.
Конструктивистское направление в этносоциологии зародилось позднее примордиализма. Широкое распространение конструктивизма связывается именем Эрнста Геллнера1.
Суть этого направления в изучении этничности заключается в том, что этническое сообщество, возникающее на основе дифференциации этнокультур, существует, базируясь на различных доктринах и представлениях, имеющих место в той или иной этнокультуре. В свою очередь, доктрины “изобретаются” интеллектуальной элитой этноса – писателями, учеными, художниками политиками. Таким образом, получается, что этнос есть не что иное как интеллектуальный конструкт элиты. Далее, этот конструкт (этничность) транслируется на потенциальных представителей этноса при помощи различных средств имеющих возможность воздействовать на сознание членов общности (СМИ, книги, фильмы, выставки и т.д.). То есть, помимо того, что этничность есть вымышленный интеллектуальный конструкт, он суть “навязанная” социальность. Причем, эту социальность часто используют различные лидеры для “этнической мобилизации” населения. Подобных индивидов, использующих этничность для достижения личных выгод, называют “этническими предпринимателями”, которые являются центральной
_______________
1. Этнология. Учебник для высших учебных заведений., с.95
категорией, используемой одним из ответвлений конструктивизма – инструментализмом.
Различие между конструктивизмом и примордиализмом проводится на основе различного понимания этничности. Если в примордиализме этничность примордиальна, объективно задана, то в конструктивизме она есть интеллектуальный конструкт. В инструментализме же этнос рассматривается как общность индивидов имеющих одинаковые интересы, и использующих этничность для достижения этих интересов. Таким образом, реальная основа для объединения индивидов не этничность, а какие либо интересы (экономические, политические и т.д.), а этничность есть конструкт, используемый для достижения этих целей, являющих собой удовлетворение интересов. Длительное существование этнической общности объясняется тем, что помимо общих интересов членов общности удерживает этничность, которая позволяет преодолеть отчужденность свойственную современному обществу.
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Ценностные ориентации выступают в качестве одного из наиболее важных факторов социализации населения в полиэтнической среде, каковыми являются большинство из национальных республик в составе России.
В системе ценностных ориентаций в полиэтническом обществе большую роль играют этнонациональные ценности, которые выступают как фактор социализации и служат основой укрепления межпоколенческих вертикальных и внутрипоколенческих горизонтальных связей в каждой национальной группе населения данного региона. Они оказывают влияние на формирование у населения гражданственности и патриотизма. Кроме того, освоение такого рода ценностей в процессе социализации позволяет более эффективно взаимодействовать с представителями родственной культуры и противостоять влиянию чуждой культуры, которая сейчас насаждается в СМИ.
В настоящее время в различных сферах жизни общества осуществляются противоречивые процессы глобализации и этнодифференциации народов. Это особенно ярко проявляется в полиэтнической общности, где происходит как взаимовлияние культур, так и стремление к сохранению социокультурных особенностей каждого этноса. Органам управления при определении стратегической линии социокультурного развития своего региона необходимо иметь достоверную информацию об этнокультурных ценностных ориентациях основных этнических групп населения, проживающих на данной территории. Нужно знать на какой тип культуры (в нашем случае на западный или восточный) ориентируются представители этнических групп и в зависимости от этого следует определять социокультурную стратегию.
Ориентация этноса на различные типы культуры определяется по иерархической структуре элементов ценностей в структуре ценностного сознания людей данной национальности. По приоритетам ценностей можно выяснить характер направленности социокультурных интересов населения того или иного этноса в полиэтническом социуме, т.е. они направлены на страны восточной или западной культуры. Как показывают практические исследования объективная ориентация представителей той или иной этнонациональной общности на различные типы культуры определяется по приоритетам ценностей в структуре ценностного сознания людей данной национальности.
В настоящее время исследователи культур выделяют следующие основные типы культур: западные, восточные, мусульманские, африканские и культуры народов Америки. Определен перечень ценностей, наличие которых предполагается в культуре каждой этнонациональной общности, но их иерархия по значимости различная. Тип культуры определяется доминантами ценностей в той или иной культуре. Мы рассмотрим только структуру ценностей западного и восточного типа культуры1.
Представителям западных культур характерна следующая иерархия ценностей. К первостепенным ценностям здесь относятся (в порядке убывания ранга значимости):
1 — индивидуальность,
2 — иерархия,
3 — мужественность,
4 — деньги (богатство),
5 — пунктуальность,
6 — первенство,
7 — спасение и взаимопомощь,
_______________
1. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества. — Казань.: Издательство КГТУ (КАИ), 1996, с.31
8 — активность и настойчивость,
9 — уважение к молодежи,
10 — цвет кожи (национальность),
11 — равенство женщин,
12 — человеческое достоинство,
13 — эффективность и качество,
14 — религиозность,
15 -образование,
16 — непосредственность самовыражения.
Представителям восточных культур присуща другая иерархия ценностей. К первостепенным здесь относятся такие ценности (в порядке убывания ранга значимости):
1 — материнство (женственность),
2 — иерархия,
3 — мужественность,
4 — мощь государства,
5 — мир,
6 — скромность,
7 — карма,
8 — коллективная ответственность,
9 — уважение к старшим,
10 — гостеприимство,
11 — сохранение среды,
12 — цвет кожи (национальность),
13 — святость пахотной земли,
14 — патриотизм,
16 — авторитаризм.
Сравнение рангов значимости ценностных факторов показывает их в значительной степени различия для этих культур.
Однако значимость элементов системы ценностей далеко не всегда определяется типом культуры, а во многом зависит от социокультурной и политической ситуации в том или ином регионе.
К примеру, учитывая, что Россия полиэтническое государство, можно сказать, что в данное время структура ценностного сознания населения нашей страны не соответствует иерархии системы ценностей ни западной, ни восточной культур. Ценностное значение элементов различных типов культур в сознании населения России во многом отражает социокультурную ситуацию в переходном типе полиэтнического общества. Поэтому вполне понятно стремление людей сохранить свое человеческое достоинство, себя как полноценного социального субъекта.
С учетом этих данных, следует разрабатывать и стратегическую политику социокультурного развития населения в полиэтнических типах общества1. Ее реализация может быть осуществлена региональными органами власти и местного самоуправления, через соответствующие учреждения и организации, включая средства массовой информации, культурно-досуговые учреждения и общественные организации этнокультурного типа. Для координации их деятельности по формированию ценностного этнокультурного сознания региональным органам управления целесообразно создать общественный Совет по социокультурной политике данного региона. Все это позволит сохранить национальную культуру каждой этнической группы населения и обогатить культурный уровень населения в полиэтническом обществе.
_______________
1. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества., с.46
ГЛАВА 3. ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ,
КАК ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
ФОРМИРУЮЩИЕ ЭТНИЧЕСКУЮ ИДЕНТИФИКАЦИЮ
Ценности и ценностные ориентации выполняют различную роль на конкретных этапах жизненного пути человека. Так, в юности происходит наиболее интенсивное их формирование, предварительное самоопределение личности, “теоретическое осмысливание ценностей общества”. В среднем возрасте человек характеризуется наибольшей социальной отдачей на основе устоявшихся ценностных представлений, их углубления и совершенствования. В этом возрасте человек проявляет наибольшую самостоятельность в социальной, культурной, профессиональной, семейной сферах. Происходит конкретизация основных потребностей, мировоззрения, стабилизация самооценки. Это возраст максимальной требовательности к себе. В период старости, когда личность частично или полностью выключается из общественного производства, а интеллектуальное и эмоциональное развитие продолжается, именно от разнообразия интересов и ценностных предпочтений, которые сформировались в юности и прошли коррекцию в зрелом возрасте, зависит степень освоения нового положения, понимания себя и своей роли в обществе1.
Однако, при всех изменениях личности, связанного с накоплением ею жизненного опыта, широтой и глубиной ее переживаний, характером знаний, навыков и умений, сформированного мировоззрения, усвоенных норм поведения, ценностные ориентации придают личности качественную определенность, устойчивость, цельность.
В общественных науках все чаще используется понятие «социальной установки» для определения направленности, предварительной ориентированности в поведении личности. Определяясь потребностями как
_______________
1. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. — Харьков: Основы, 1991, с. 87
главной побудительной силой поведения, установка способствует их реализации в конкретных условиях действительности. Таким образом, выяснено, что установка предшествует деятельности. Установка представляет собой настраивание психологических сил человека для действия в определенном направлении. Как правило, за установкой следует действие, и если следующее за установкой поведение личности приводит к ожидаемому результату, данная установка упрочается и включается в систему фиксированных установок личности. Система фиксированных установок, в свою очередь, представляет собой ориентацию личности на то или иное поведение. Ориентация, как система фиксированных установок, является ценностной, поскольку она ориентирует личность относительно ценностей данной культуры1.
Как уже говорилось, установка предшествует мотивации. Таким образом, этническому поведению предшествуют мотивы, которые основаны на этнических ценностях группы. Поэтому, любое поведение, протекающее по этой схеме, будет ценностно ориентировано. Ценностная ориентация приписывает человеку определенные нормы, правила, принципы поведения, соответствующие тому социальному окружению, в котором протекает его деятельность.
На принятие решения, которое в дальнейшем определяет поведение индивида, оказывают влияние различные факторы. Решающее значение среди них, несомненно, имеют ценностные ориентации. Именно они организуют поведение личности по отношению к предметам объективного мира, и себя как члену общества.
Ценностные ориентации являются категорией, прежде всего, личностного плана. Они детерминируют поведение личности в социальной сфере. Они являются важным структурным компонентом личности, играющим в ее
_______________
1. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности., с. 76
жизнедеятельности организующую, направляющую и регулятивную роль. Для общества система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от нее. Систему ценностных ориентаций личности формируют ценности, присущие данной культуре.
В процессе социализации индивид становится личностью, формируется сознание, формируется и система ценностей. Эта система не имеет другого пути возникновения в сознании личности, кроме как персонификации системы ценностей, существующих в данном культурном сообществе. Этот процесс, что вполне естественно, не протекает однородно. В случае если индивид соглашается с ценностями, существующими в обществе, то он при помощи механизма идентификации персонифицирует их, делает частью своей системы ценностей. В противном случае, то есть когда индивид не соглашается с теми или иными ценностями, при помощи механизма обособления личность отказывается от них.
Исходя из этого, можно заявить, что состояние этнического самосознания индивида во многом зависит от того, насколько персонифицированы этнические ценности членами этнической группы.
В условиях полиэтнического общества, когда индивид помимо того, что он является представителем одной этнической группы, он в течение всего периода жизнедеятельности сталкивается с системой этнических ценностей представителей других этносов. Если же у индивида проходит процесс социализации, процесс усваивания ценностной системы этнической группы (и не только), на него обрушиваются порой совершенно различные иерархии ценностей соседних этнических групп. В этих условиях индивид имеет право выбора. Он подбирает для себя те ценности, которые на его взгляд в наиболее полной мере отвечают существующей реальности. В результате получается общество “этнического плюрализма”.
_______________
1. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности., с. 91
Современное состояние этносов и этнической идентичности диктует ярко выраженные предпочтения в области культуры, ибо этнические различия в сегодняшнем обществе наиболее полно и продуктивно выражаются в сфере культурного бытия: это и язык, и традиции, и нормы, и обычаи, и т. д. Поэтому, наиболее адекватный анализ состояния этничности, основанной на этнических ценностях, возможен более в области культуры, нежели в других (таких как политика, государственное строительство и других).
Ценности, являясь категорией индивидуальной, определяет ценностные ориентации индивида, которые в свою очередь, будучи системой фиксированных установок (аттитюдов), определяют активность и деятельность индивидов через систему мотивации. Таким образом, ценности через ценностные ориентации обуславливают направленность поведения личности, также, путем определения жизненной позиции личности влияют на самоидентификацию индивида в этническом пространстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проблема понимания, функционирования, развития этнического фактора в структуре ценностных ориентаций населения в полиэтническом обществе является одной из наиактуальнейших на сегодняшний день, не только в России, но и во всем мире.
Подобная проблематика наиболее полно рассматривается категорией этническая идентификация, и явлением, которое скрывается за этим словосочетанием. Таким образом, для полного изучения этнической стороны существования общества и его сообществ необходимо изучение этнической идентификации.
Говоря о сущности индустриального общества, нельзя не отметить следующую его особенность. В индустриальном обществе увеличивается мобильность населения. “По самой природе своей производственной деятельности индустриальное общество является огромным, анонимным, мобильным и нуждается в хорошей коммуникативной системе для общения независимо от ситуации”1. Невозможно представить себе, даже гипотетически, ситуацию в которой нормально функционирующий индивид отрезан от общества и его основных социальных институтов. Такова современная культура. Индивид вступает, причем постоянно, во взаимодействие. Вследствие чего индивид может достаточно легко сменить свое социальное положение. Исходя из этого, можно сделать вывод: стираются различия между культурами, между индивидами. Вполне логичным оказывается кризис идентичности, и вполне нелогичным оказывается сохранение, и более того- обострение этнической идентичности и этнического самосознания. Парадокс!2 Однако тот факт, что этнические проблемы волнуют практически весь мир, не позволяет утверждать, что
_______________
1. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. — М.:ИЭИА, 1994, с.101
2. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества., с.107
подобные явления являются особенностью некоторых стран: Франция, Великобритания, Канада, Югославия, Турция, практически все постсоветское пространство и другие части мира, на своем примере утверждают, что проблема этнической идентификации актуальна и глобальна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество, — М.: Политиздат, 1991.
- Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества. — Казань.: Издательство КГТУ (КАИ), 1996.
- Краткий словарь по социологии. — М.: Издательство политической литературы: 1988.
- Мнацаканян М.О. Нации: психология, самосознание, национализм. (интегральная теория). — М.: Анкил,1999.
- Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. — Харьков: Основы, 1991.
- Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. — М.:ИЭИА, 1994.
- Этнология. Учебник для высших учебных заведений. М. 1994.
- Ядов В.А. Социальная идентификация личности. — М., 1993.