Введение
1. Профессиональная честь как моральная основа служебного коллектива
2. Долг сотрудников правоохранительных органов
3. Профессиональное достоинство и «честь мундира»
4. Роль и место профессиональной этики в формировании мировоззрения и ценностных установок сотрудников правоохранительных органов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Сознание — высшая форма отражения общественного бытия. Оно является предпосылкой и регулятором поведения людей. В сознании сходятся все субъективные и объективные факторы, порождающие как правомерное, так и противоправное, а частично и преступное поведение. Оно испытывает определенное влияние материальных и других условий жизни общества, в том числе и права. Сознание возникает в процессе деятельности и проявляется в ней, поэтому важным элементом регулирования правоохранительной деятельности является профессиональное сознание сотрудников правоохранительных органов.
Структура профессионального сознания юристов, вообще, и сотрудников правоохранительных органов, в частности, включает в себя два элемента, профессиональный (правосознание) и нравственный (моральное сознание).
Анализируя элементы структуры профессионального сознания, необходимо иметь в виду его единство и целостность. Поскольку мораль и право неотделимы друг от друга, нельзя также провести какую-либо четкую границу между нравственным и правовым сознанием на любом из двух уровней отражения действительности.
Сфера действия морали, морального сознания, нравственной (этической) культуры шире, чем правовой: они в большей или в меньшей степени регулируют все общественные отношения. Многочисленные исследования показали, что обеспечить социально адекватное и законопослушное поведение людей в условиях государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Право не может быть очищено от морали, отделено от нравственности.
Следует иметь в виду, что при правовом регулировании законодатель, пользуется, прежде всего, моральными критериями. Основу права составляют нормы господствующей морали, поэтому правовые нормы имеют моральное содержание, выраженное либо непосредственно, либо через ряд опосредующих звеньев. Это придает им нравственное обоснование и нравственный авторитет. Поэтому, когда говорят о нравственной основе права, имеют в виду, что определенный нравственный аспект присущ не только самим нормам права, но и способам их реализации. Одни и те же социальные потребности, ценности и блага часто охраняются и нормами права и нормами морали одновременно.
Цель данной работы – изучить понятия профессиональный долг, честь и совесть, как основу нравственных отношений в правоохранительной деятельности.
Цель работы определила ее основные задачи:
1. Рассмотреть понятие профессиональной чести как моральной основы служебного коллектива.
2. Изучить понятия долга, профессионального достоинства и «честь мундира» сотрудников правоохранительных органов.
3. Оценить роль и место профессиональной этики в формировании мировоззрения и ценностных установок сотрудников правоохранительных органов.
1. Профессиональная честь как моральная основа служебного коллектива
Честь – понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучи формой проявления отношения индивида к себе и общества к индивиду, честь соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Честь основывается на дифференцированной оценке людей. Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь.
Категория чести относится к числу наиважнейших категорий профессиональной этики. Честь – это положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности, благородства.
Категории этики тесно связаны между собой, содержание одной из них, как правило, раскрывается через использование других. Категория чести может быть понята только через привлечение таких категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие, порядочность, правдивость и т.д.
Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга. Заслужить звание «человек чести» можно только безупречным исполнением служебного долга и требований нравственности.
Профессиональная честь проявляется у сотрудников правоохранительных органов, прежде всего в выполнении ими своего служебного долга. Его специфика в том, что в мирное время выполнение долга требует мужества, выдержки, а порой и самопожертвования.
Честь сотрудника правоохранительных органов неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою службу. Честь коллектива – это и его честь. Здоровое честолюбие – не чуждое чувство для сотрудника правоохранительных органов. Правильно понимаемое честолюбие не вредит общему делу, а наоборот, придает дополнительные силы для его выполнения. Другое дело, когда честолюбие перерастает в карьеризм, когда человек готов использовать самые грязные средства для достижения корыстных целей.
Профессионально-нравственный потенциал служебного коллектива – это степень способности сотрудников противостоять преступности, коррупции, достойно преодолевать повседневные трудности и негативное воздействие факторов, ослабляющих чувство долга, ответственности, чести, профессионального и человеческого достоинства.
Сплав чести сотрудника и чести коллектива порождает чувство гордости, т.е. моральной удовлетворенности сотрудников правоохранительных органов от осознания своей принадлежности к ним. Долг каждого сотрудника постоянно поднимать авторитет правоохранительных органов в глазах общественного мнения и возрождать лучшие традиции, которые у них несомненно были. Традиции – это не просто история, а могучее средство воспитания молодого поколения людей, стоящих на страже общественного порядка, в том числе и воспитания у них чувства чести.
В то же время честь сотрудника правоохранительных органов требует и движения вперед, овладения современной техникой и новейшими приемами и методами выполнения своих профессиональных обязанностей.
Одной из составляющих категории чести является верность данному слову. Это такое важное качество человека, что иногда оно отождествляется с понятием чести. Ничто так не подрывает чести сотрудника правоохранительных органов, как нарушение данного слова или отступление от него.
Категория чести действительно одна из важнейших в нравственной культуре сотрудников правоохранительных органов. Дорожить честью – это долг и повседневная обязанность. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения мыслить по государственному. Этому надо постоянно учиться.
2. Долг сотрудников правоохранительных органов
Категория долга – одна из важнейших в этике вообще и среди категорий профессиональной этики в особенности.
Долг – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.
Особенно большое признание категория долга получила в сфере военной и правоохранительной деятельности. Именно в этих сферах долг используется как крайне действенная движущая людьми сила.
Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.
Долг сотрудников правоохранительных органов – это высокая и почетная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты личности, общества, государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.
Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Однако следует различать эти понятия. Долг – это требование общества, коллектива, а желаемое – атрибут личности. В конечном счете, долг работает на достижение желаемого, а желаемое, при правильном понимании, ведет к исполнению долга.
В долге непосредственно проявляется активная природа морали. Она не только придает четкую оформленность идее и целям, но и побуждает, требует их достижения. Следовательно, общественный долг – действующее сознание. Отношение к общественному долгу характеризует не только личность, но и коллектив. В правоохранительных органах придается первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.
Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед правоохранительными органами: сознательность и ответственность сотрудников, готовность и способность каждого осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, предъявить высокие требования к самому себе.
Специфика требований служебного долга сотрудников правоохранительных органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.
В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества – исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь.
Общность правовых и нравственных требований характерна для всего российского законодательства в правовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более тесное и глубокое. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оценка, и правовая норма.
Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.
Важной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной. Внутренняя готовность следовать требованиям Присяги, уставов, своих руководителей, осознаваемая как внутреннее побуждение – это самая высокая мера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не по принуждению, а по совести, добровольно.
Нравственным мерилом профессионального долга является практическая сфера, которая образуется из отношений к государству и обществу и сотрудников друг к другу. В понятие нравственного критерия выполнения профессионального долга входят не только его практические результаты, но и мотивы деятельности. Кроме того, нравственная оценка конкретного поведения сотрудника предполагает учет его предшествующей деятельности.
3. Профессиональное достоинство и «честь мундира»
Достоинство – категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду.
Категория чести очень близко примыкает к категории достоинства. Эти категории практические совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – это, прежде всего, дело самой личности. В данном случае акцент переносится на собственную самооценку, которая базируется на осознании своих заслуг перед обществом и своей личной самоценности.
Достоинство выступает часто как реакция на тот или иной тип отношения к себе. Это позволяет рассматривать честь как понятие мировоззренческое, а достоинство – эмоциональное.
Понятие достоинства имеет многоплановую структуру. Так, если любой человек имеет законное право на защиту своего достоинства правоохранительными институтами, то это относится только к определенному минимуму форм отношения к личности – в силу того, что она принадлежит к роду человеческому и общество конституционно гарантирует ей защиту этого права. Однако уважение обществом достоинства личности – это огромный диапазон различных форм, имеющих многоступенчатый, иерархизированнй характер – от обязательного соблюдения элементарных правил этикета до строгого соблюдения ритуалов, церемоний, отдания почестей и т.д. степень этого уважения определяется как общественным статусом личности, так и ее заслугами, авторитетом, в том числе и незапятнанной честью.
Чувство профессионального достоинства основывается на понимании сотрудниками правоохранительных органов сложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордости своей профессией.
Достоинство для человека имеет не меньшую, а чаще большую роль, чем материальное благополучие, здоровье или даже сама жизнь.
Поэтому всегда и везде охрана и защита достоинства человека – важнейшая цель всех политико-правовых институтов и любой государственности. Это выдвигает необходимость утверждения принципа человеческого достоинства как абсолютно нравственно-правового принципа правопорядка. Этот принцип:
- устанавливает, что только тот имеет право на применение закона к поведению человека, кто по-настоящему уважает неповторимую индивидуальность другого и не допускает отношения к нему просто как средству, но всегда только как к цели общественного развития, к достижению общего блага;
- запрещает в процессе профессионально-правоохранительного общения допускать пренебрежение, умаление или ущемление достоинства личности и предписывает вносить в свое поведение чувство меры и такта, объективности и беспристрастности в отношении к лицам, с которыми сотрудник правоохранительных органов соприкасается в силу исполнения служебных обязанностей;
- предписывает в полную меру использовать процессуальные и институциональные возможности установленного правопорядка, чтобы оградить достоинство и права личности от умаления и нарушения, будь то со стороны граждан или со стороны государственных органов и учреждений.
Понятие «честь мундира» можно определить как совокупность моральных качеств, которые должны быть присущи сотруднику правоохранительных органов: самоотверженное выполнение своего служебного долга в соответствии с такими понятиями как: профессиональная честь сотрудника и честь коллектива, верность профессии, чувство профессионального достоинства, профессиональная совесть, моральная ответственность. Это отражено в Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации:
П-ф 1. Долг чести сотрудника органов внутренних дел – быть примером в исполнении законов Российской Федерации, уважении и защите личности, человеческого достоинства гражданина, независимо от его происхождения, национальности, социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений в соответствии с Конституцией, международными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали.
П-ф 2. Быть верным Присяге, гражданскому и служебному долгу, глубоко осознавать свою личную ответственность за защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
П-ф 4. помнить старинное российское правило: «Честь – в службе!». Честно и добросовестно выполнять должностные обязанности на любом порученном участке, эффективно и профессионально действовать по раскрытию и расследованию преступлений, охране общественного порядка.
Делом отстаивать честь и авторитет своего подразделения, а также находить взаимопонимание с сотрудниками других служб, уважая их профессиональное достоинство.
П-ф 5. Не терять самообладания и достоинства при вынужденном и правомерном применении физической силы и специальных средств, когда переговоры или убеждения оказались неэффективными.
П-ф 9. С честью и достоинством носить форменную одежду. Всем своим поведением подавать пример высокой порядочности и тактичного обращения с окружающими, как на службе, так и в семье и в быту.
П-ф 12. Высокая честь – заслужить право гордиться своей профессией, достойно носить звание сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
4. Роль и место профессиональной этики в формировании мировоззрения и ценностных установок сотрудников правоохранительных органов
Профессиональная этика способствует формированию у сотрудника правоохранительных органов этических знаний, моральных потребностей, идейно-нравственных убеждений, моральных качеств и чувств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих нравственному идеалу.
Это сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований профессиональной морали в личные убеждения сотрудника и на этой основе развития у него способности к саморегуляции поступков, а также регуляции общественного поведения. Движущей силой этого процесса выступает целенаправленное преодоление несоответствия между достигнутым и необходимым уровнями профессиональной нравственной культуры.
Стержнем в формировании нравственных установок у сотрудников правоохранительных структур является интериоризация — перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни.
Профессиональная этика способствует нравственному воспитанию в органах внутренних дел. Это, прежде всего, это целенаправленная работа начальников, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких гражданских, морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизации их на успешное выполнение служебных задач, укрепление законности и дисциплинированности.
Однако, эффективность формирования этического мировоззрения и ценностных установок сотрудников правоохранительных органов, как известно, не только от отношения человека к ней, но и от его отношения к самому себе, к своему труду.
Поэтому, проводя любое воспитательное (идейно-воспитательное) мероприятие, направленное на формирование привычки соблюдать нормы закона и нормы морали, необходимо думать и о том, как заставить сотрудника милиции работать над собой. Воспитательная деятельность должна стимулировать и направлять работу по самовоспитанию. Правильно продуманная и четко организованная, она в совокупности с самовоспитанием способна обеспечить высокий уровень профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел.
Морально-психологическая подготовка направлена на формирование и поддержание требуемого морально-психологического состояния сотрудников и обеспечение оптимального проявления профессиональных качеств при выполнении ими функциональных обязанностей. Она требует:
- проведения регулярного анализа морально-психологического климата в коллективах и своевременного разрешения возникающих конфликтов (конфликтных ситуаций);
- воздействия на различные категории личного состава и отдельных сотрудников для оказания психолого-педагогической помощи в решении острых проблем в быту и на службе;
- нейтрализации негативных индивидуально-личностных состояний и профилактики профессионально-нравственной деформации, снятия психологических и физических нагрузок, стрессовых состояний и реабилитации сотрудников;
- изучения причин нарушения прав и законных интересов личного состава, случаев травматизма, гибели, суицида и организации профилактических мероприятий по их предупреждению;
- противодействия расколам служебных коллективов по различным признакам, повышения уровня готовности сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях и боевой обстановке.
Острота проблемы морально-психологической и профессиональной готовности сотрудника к эффективным действиям в экстремальных условиях неоднократно подтверждалась во время специальных (и боевых) действий ОВД в условиях межнациональных конфликтов, и прежде всего в Чечне и на соседних с ней территориях.
В отличие от работы в обычной, повседневной обстановке, при выполнении задач в экстремальных ситуациях необходимо учитывать, что сотрудники действуют в крайне сложных, внезапно меняющихся условиях, нередко опасных для жизни, требующих смелости, выдержки, самоотверженности, полного самообладания и контроля над собой и другими.
Профессиональная этика способствует морально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел. Она заключается в целенаправленном формировании моральной и психологической готовности к действиям в экстремальных условиях, способности действовать профессионально, достойно переносить самые суровые испытания в ситуации подлинной опасности для жизни, сохранять способность адекватного мышления и логических рассуждений, хладнокровие и ответственность, несмотря на множество отрицательно влияющих факторов, мобилизовать волю на решение поставленных задач.
В свою очередь основными задачами формирования профессиональной нравственной культуры личности являются:
- формирование у сотрудников устойчивых нравственных качеств и потребностей;
- высокая культура общения и поведения, чуткое и внимательное обращение с гражданами;
- профилактика грубости, черствости и бездушия;
- умение творчески применять нравственно-эстетические принципы и нормы в конкретных ситуациях;
- использование творческого богатства, содержащегося в произведениях искусства, для повышения культурного уровня личности;
- организация содержательного культурного досуга сотрудников и членов их семей.
Важно помнить, что строгое и неуклонное соблюдение норм и правил поведения, закрепленных в Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, является основным критерием нравственно воспитанной личности сотрудника.
Заключение
Механизм морального влияния тоньше и действеннее правового регулирования. Нравственные требования обращены к совести человека, связаны с саморегуляцией поступков, осознанием своего долга, чувства справедливости. Они ориентированы на сознательное и добровольное следование моральным принципам и нормам. Следует подчеркнуть достаточную гибкость наших законов, как правило, позволяющих их исполнителю выбрать из набора альтернатив наиболее целесообразное, справедливое решение. В осуществлении этого выбора определяющую роль, как раз, и играют нормы морали, нравственное сознание.
Нравственное сознание имеет в центре стержневой нравственный принцип, который вместе с другими элементами характеризует исходную моральную позицию личности. Таким стержневым принципом нравственного сознания сотрудников правоохранительных органов является принцип законности, следование которому не только служебная обязанность, но и моральный долг.
Сотруднику правоохранительных органов следует постоянно воспитывать в себе умение нравственного мышления, нравственного анализа ситуации, для того, чтобы в каждом конкретном случае определить соответствие своих действий нравственной допустимости. Нравственная воспитанность сотрудника должна быть его профессиональным качеством, позволяющим ему осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы в ней профессиональный интерес не утратил нравственные ориентиры.
Список использованной литературы
- Приказ МВД РФ № 1138 от 24.12.2008 г. «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
- Кодекс Чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.
- Власенков В.В. Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник. — М.: Щит-М, 2008.
- Гусейнов А., Апресян Р. Профессиональная этика: учебное пособие. — М.: Спарк, 2007.
- Опалева А.В., Дубова Г.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие. — М., 2005.
- Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие / Под ред. Г.В. Дубова. — М., 2007.
- Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Учебно-методические материалы. — М., 2006.