• Главная
  • Карта сайта
  • Рефераты
  • Обратная связь

Рефераты Для Тебя

Рефераты, курсовые, контрольные готовые и на заказ

  • ПОИСК ПО САЙТУ

    Google
    Пользовательский поиск
  • РУБРИКИ

    • Английский язык
    • БЖД
    • Бизнес-планирование
    • Бухгалтерский учет
    • Геология
    • Геополитика
    • Государственное регулирование экономики
    • Демография
    • Информатика и математика
    • Информационные технологии управления
    • История
    • Культурология
    • Логика
    • Логистика
    • Маркетинг
    • Материаловедение
    • Медицина
    • Менеджмент
    • Муниципальное право
    • Муниципальное управление
    • Налогообложение
    • Педагогика
    • Политология
    • Правоведение
    • Психология
    • Разработка управленческого решения
    • Система государственного и муниципального управления
    • Социология
    • Стратегическое планирование
    • Территориальное проектирование и землепользование
    • Трудовое право
    • Управление общественными отношениями
    • Физкультура
    • Философия
    • Финансовый менеджмент
    • Финансы и кредит
    • Экология
    • Экономика
    • Экономическая география

Социология молодежи

Содержание

1. Молодежь как социально-демографическая группа
2. Социальные проблемы молодежи
3. Молодежные субкультуры
Список использованной литературы

 

1. Молодежь как социально-демографическая группа 

Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.

Молодёжь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодёжного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности. [1, c.187]

Перечисленные проявления социального качества молодёжи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая её социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.

В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Одно из первых определений понятия «молодёжь» было дано в1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодёжь — это социально- демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально- психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Молодежь — это особая социально-демографи­ческая группа, переживающая период становления социальной зре­лости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация — это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу. [1, c.191]

Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения России.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от со­циально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

 

 2. Социальные проблемы молодежи

Как показывает проведенное в России исследование, у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). [8, c.89] На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Распределение главных жизненных целей молодежи

жизненные цели

% ответивших

иметь хорошую семью

11,3

получить хорошее образование

13,9

устроиться на хорошую работу

12,0

иметь свою квартиру

6,3

заработать много денег

3,4

обеспечить будущее детям

6,9

открыть свой бизнес

2,0

жить в достатке

9,6

приобрести дорогие вещи

21,3

 

Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

А каким образом молодые люди оценивают свои возможности реально, практически добиваться целей в различных сферах жизни? Ответы на данный, уже закрытый, вопрос (в сравнении со старшим поколением) приводятся в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

К чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни молодежь, %

Сферы достижения успехов

Уже добились

Пока не добились, но считают, что им это еще по силам

Хотели бы, но вряд ли уже смогут добиться этого

В их жизненных планах этого не было

Получить хорошее образование

33,4

48,2

11,4

7,0

Получить престижную работу

15,5

59,5

19,4

5,6

Создать прочную, счастливуюсемью

27,8

59,9

6,9

5,4

Создать собственный бизнес

5,9

28,3

26,3

39,5

Стать богатым человеком

2,0

40,4

37,8

19,8

Заниматьсялюбимым делом

27,7

55,6

13,2

3,5

Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей

1,6

13,3

11,4

73,7

Побывать в разных странах мира

7,6

49,4

34,5

8,5


Таблица 3

К чему стремилось, стремится и чего уже добилось в жизни старшее поколение, %

Сферы достижения успехов

Уже добились

Пока не добились, но считают, что им это еще по силам

Хотели бы, но вряд ли уже смогут добиться этого

В их жизненных планах этого не было

Получить хорошее образование

54,0

5,9

27,1

13,0

Получить престижную работу

28,2

15,8

38,2

17,8

Создать прочную, счастливую семью

63,6

12,9

19,9

3,6

Создать собственный бизнес

9,3

9,0

12,9

68,8

Стать богатым человеком

3,1

17,1

47,0

32,8

Заниматься любимым делом

42,1

19,4

34,9

3,6

Стать знаменитым, чтобы привлечь
внимание людей

1,6

3,6

7,5

87,3

Побывать в разных странах мира

11,9

19,1

48,1

20,9

 

Нетрудно заметить, что по своим жизненным целям оба поколения во многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое поколение гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и т.п. Что оказывает большее влияние на эти различия: меньший социальный опыт и более выраженный жизненный оптимизм молодых людей или их уверенность в том, что в новых социально-экономических и политических условиях им будет легче, чем их родителям, добиться желаемых результатов?

Скорее всего, имеет место и то, и другое. Важно, однако, подчеркнуть, что у «благополучной» и «неблагополучной» молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди «благополучных» считают, что они уже стали богатыми 11,7% и ещё 63,2% считают, что добьются этого. В то же время среди «неблагополучных число тех, кто насчитывает разбогатеть, всего 25,7%, а большинство (52,3%) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные (22,0%) считают, что богатство им не нужно.

А может ли что-то помешать молодым людям в реализации их жизненных планов? И вообще, опасается ли чего-либо нынешняя молодежь в своей жизни? Как вытекает из данных, представленных в таблице 4, больше всего молодежь боится сегодня остаться без материальных средств существования, опасается разгула преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и диктатуры власти, которая может привести к ограничению свободы её действий.

В основном эти же опасения характерны и для старшего поколения. Единственное, что обращает на себя внимание, так это естественный для молодых людей более высокий жизненный тонус, который позволяет им психологически легче переживать реальные и возможные жизненные трудности, чаще пребывать в хорошем настроении.

Таблица 4

Опасения российской молодежи

Опасения

% ответивших

невозможность получить образование

9,6

остаться без средств существования

52,1

преступность

38,2

проблемы с устройством на работу

18,7

потерять работу

19,8

остаться без друзей

28,0

не встретить любимого человека

9,9

не суметь создать семью

13,6

диктатура власти

19,4

Переходя к вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений «отцов» и «детей». Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий.

Однако убеждение молодых россиян в том, что бедность — справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка — сломом коллективистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания — человек, «сам себя делающий», а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий. [8, c.97]

Определенные различия здесь выявляются и в среде самой молодежи. Если у «благополучных» молодых россиян 84,3% были убеждены в том, что их материальное положение в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от них самих, то среди «неблагополучных» — только 49,6%. Соответственно, две трети «благополучных» молодых россиян были убеждены, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно — и это справедливо.

 

 3. Молодежные субкультуры

Молодежные субкультуры — хиппи, панки, рэйверы или стиляги — пред­ставляются следствием копирования западных образцов. Разумеется, было бы нелепо отрицать влияние западных субкультур на отечественные. Однако сами западные мо­лодежные субкультуры даже при поверхностном рассмот­рении обнаруживают наличие множества элементов, заимствованных из культурных традиций, подчас противо­положных западной культуре, или, точнее, культуре аме­риканского (западноевропейского) среднего класса. Данная культура, по многочисленным наблюдениям, была основой консенсуса, которому был в 50—60 гг. 20 века брошен вызов со стороны молодежных субкультур. И отечественные, и западные мо­лодежные субкультуры — результат осознанного поиска новой идентичности, выстраивания нового стиля. Источ­ником этого стиля является романтизированный и идеализированный образ другой цивилизации или культуры («культурный миф», или «культурная утопия»). Для моло­дежных субкультур Запада источниками конструирования «культурных мифов» стали буддистский Восток, Африка, культуры североамериканских индейцев и т.д. Это было скорее именно конструирование, нежели заимствование: образ чужой культуры очищался от неприемлемых черт, пополнялся собственными интерпретациями культурных феноменов. Результат поэтому мог быть весьма отличен от «оригинала».

Что же было источником конструирования «культур­ных мифов» в отечественных молодежных субкультурах? Для России таким источником стал Запад. Отечественные молодежные субкультуры начиная со стиляг конструиро­вали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным пе­реплетением инновационных элементов с элементами «сво­ей» и «чужой» культурных традиций. Например, субкуль­тура отечественных хиппи унаследовала традиции стран­ничества и анархопацифизм: толстовское отрицание государства и «непротивление злу насилием». Таким образом, многие отечественные молодежные субкультуры — явле­ние органическое, а не привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыс­лены в соответствии с особенностями российской цивили­зации и ментальности. [2, c.102]

Особенность отечественных молодежных субкультур со­стоит и в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распростране­ние информации. Тогда как на Западе альтернативное дви­жение, выросшее из молодежных субкультур 60-70 гг. 20 века, активно участвует в социальных программах, помощи боль­ным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.д. Очевидно, такое различие также связано с российской специфи­кой, местом и ролью государства, долгое время отучавше­го граждан от самодеятельности и спонтанной активности. Классификация молодежных субкультур, разработанная применительно к США, Канаде и Западной Европе, в рос­сийских условиях должна быть несколько модифицирована. С.А. Сергеевым предложена следующая их типология: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками — байкеры), гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), криминальные («гопники», «люберы») и анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкуль­туры «левого» и «правого» толков), которых можно также назвать радикально-деструктивными.

Влияние молодежных субкультур (хиппи) на террито­рии России стало проявляться во второй половине 60-х-начале 70-х гг. 20 века.

Субкультура хиппи — одна из старейших молодежных субкультур в России. Движение хиппи развивалось «волна­ми»: первая волна относится к концу 60-х — началу 70-х гг., вторая — к 80-м гг. Примерно с1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа привер­женцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. не­ожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Неофиты движения молодых (15—18 лет) являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов.

Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цве­та, на шее — «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках — «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хип­пи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «фенечки» могут украшать руки и школь­ницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хип­пи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкза­чок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, ко­торым свойственно стремление к самопознанию.

Молодежной субкультурой, относимой к числу романтическо-эскапистских, являются индеанисты. Они изуча­ют культуры индейцев, преимущественно североамерикан­ских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты — нечто среднее между клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкульту­ры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, — перекликаются с традиционными российски­ми ценностями.

В молодежной культуре 80-х — 90-х гг. появились толкинистское движение и связанная с ним, порожденная им толкинистская субкультура. Известный английский фило­лог и писатель Дж. Р.Р. Толкин (на сленге толкинистов — Профессор) родился в1892 г., а умер в1973 г. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие относятся к жанру «фэнтези» — сказочной фантастики. Толкин — мас­тер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный фено­мен — ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра  близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одеж­да, соответствующая толкиновскому условному средневе­ковью). Мастера — режиссеры игры — распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фанта­стического мира Толкина и предыстории своего персона­жа, намечается сюжетная линия.

Толкинистское субкультурное движение стало частью и продолжением российской романтико-эскапистской тради­ции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В начале 90-х гг. отечествен­ные толкинисты стремительно вовлекли в свою «сферу вли­яния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже панков). Появляются продолжения Толкина, написанные с иных ми­ровоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса, есть странички толкинистов в Интернете. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкина: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по Е-mail и узкоакадемическим студиям.

В 1993—1994 гг. субкультура толкинистов пережила кри­зис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Тол­кина, но и других писателей-фантастов, а также истори­ческие сюжеты. Организационно отделилось движение ро­левых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкинистам. Впрочем, организацион­ное размежевание не было абсолютным.

Можно констатировать, что субкультура толкинистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее актив­но и динамично.

С определенными оговорками можно отнести к романтическо-эскапистским субкультурам также байкеров и хаке­ров. Традиционно их относят к субкультурам соответственно спортивной и интеллектуальной направленности. Вместе с тем гонки на мотоциклах — особый, претендующий на эли­тарность мир мужского братства, как и уход в виртуальный мир, — можно рассматривать как своеобразный эскапизм. [2, c.108]

Байкеры — мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: роке­ры — это любители рок-музыки. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х — начале 80-х гг., другой — уже в 90-е гг.

Хакеры (компьютерные фанаты) — молодежная субкуль­тура, находящаяся в процессе формирования. Численность хакеров пока незначительна, хотя установить точно чис­ленность хакеров затруднительно еще и потому, что обща­ются они преимущественно посредством компьютерных се­тей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специ­фическим стилем. Вероятно, это дело будущего.

Из субкультур, названных гедонистическо-развлекательными, подробнее охарактеризуем рэйверов и ролле­ров. Обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров — к спортивным субкультурам, однако общность базовых ценностей, лежащих в основе этих субкультур: легкое, без­заботное отношение к жизни, стремление жить сегодняш­ним днем, быть одетым по последней моде, достаточное основание для их сближения при типологизации.

Субкультура рэйва (англ. — бред, бессвязная речь) возникает в 80 гг. в США и Великобритании. В России рас­пространяется с 1990—1991 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв — преемник стилей техно и эйсид-хауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни — ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лу­чами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие крас­ки и использование искусственных материалов (винил, пла­стик). Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с рас­пространением наркотиков, в частности, «экстази». Приня­тие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи — ключевые фигуры рэйв-субкультуры, — высказывали и высказывают крайне нега­тивное отношение к приему наркотиков.

Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцве­ток: также их можно идентифицировать по разноцвет­ным нашлепкам на коленях. В основном роллеры — школьники старших классов (13—16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как пра­вило, дети из обеспеченных семей. Их численность — несколько десятков человек, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов — от 50 до 150 долларов и выше.

Субкультуры, относимые к анархо-нигилистическим или радикально-деструктивным, в настоящее время маргиналы среди молодежных субкультур. Это относится, в част­ности, к панкам. Влияние панковской субкультуры никог­да не было значительным. Многие из них поддерживали тесные контакты с хиппи, входили в Систему, как имено­вала себя общность хиппи. Подобная субкультурная диф­фузия характерна для молодежных субкультур россий­ской провинции 80-х гг. В 90-х гг. субкультурная диффу­зия охватывает субкультуры панков и металлистов (му­зыка стиля хэви-металл или трэш-металл). Среди рок-музыкантов и их слушателей появляются люди, называю­щие себя панк-трэш-металлистами.

Деструктивный и нигилистический характер носит и суб­культура сатанистов. Еще в конце 80-х гг. от субкультуры хэви-металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами церкви сатаны. К середи­не 90-х гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской субкультуры.

В рамках субкультур анархо-нигилистического типа можно выделить также анархо-левацкую и правоэкстремистскую субкультуры. Анархисты, как известно, против любых выборов, якобы подавляющих меньшинства, и пред­лагают заменить выборы «консультациями». Тогда как при­верженцы правоэкстремистской молодежной субкультуры бьют иностранцев. [2, c.111]

Наконец, криминальная молодежная субкультура («гопники», «группировочники», «мотальщики»). Расцвет ее при­ходится на 80-е гг. В середине 90-х гг. появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» боль­шинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов. рол­леров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексу­альному насилию, ограблен.

Такова пестрая картина разнообразных молодежных движений и субкультур.

 

Список использованной литературы 

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.
  2. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью. Учебник для студентов вузов. — М., 2006.
  3. Добренько В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  4. Иваненков С. П. Проблема социализации современной молодежи. — М., 1999.
  5. Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. — М., 2000.
  6. Никольский Д. Социология молодежи. – М.: Феникс, 2002.
  7. Основы социальной работы. Учеб. пособие. / Под ред. Н. Ф. Басова. 2-е изд., испр. — М., 2005.
  8. Ручкин Б, А. и др. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения. — М., 2000.

 

 

 

Пригодилось тебе? Расскажи друзьям!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Twitter
Мне нравится
Все права защищены © 2022 Рефераты Для Тебя. Рефераты, курсовые, контрольные готовые и на заказ